Американцы научились добывать дешевый бензин из воздуха

Одна из американских фирм предлагает получать из воздуха этиленгликоль - основное сырье для химической промышленности, в том числе и для производства бензина.

Авторы настаивают, что цена продукта будет намного меньше, чем у всех других технологий. Производство одной тонны химического сырья из воздуха обойдется всего в 125 долларов, в то время как из нефти или газа - 600 долларов. Более того, новая технология может использовать "дармовой" углекислый газ из дымовых труб заводских котельных или генераторов. Таким образом, получится замкнутый цикл обращения СО2: сначала это выбросы в атмосферу, а затем из атмосферы опять в топливо. Необходимая для технологии энергия может быть экологически чистой: от солнечных панелей или ветряков.

Все выглядит очень заманчиво. Эта красивая идея давно манит ученых, поэтому авторы данной разработки здесь далеко не пионеры. Ещё в начале ХХ века была открыта химическая реакция превращения угарного газа и водорода в жидкие углеводороды (синтез Фишера-Тропша применим и для углекислого газа). Однако всё упирается в себестоимость и, прежде всего, водорода.  Ведь сначала его надо извлечь из воды, а это очень энергоёмкая процедура. Значит, и цена конечного продукта получается высокой.

Именно цена пока не выпускает из "пробирки" многие альтернативные технологии получения бензина. Что только ни пробуют энтузиасты. Бензин пытаются выжать из угля, метана, деревьев, даже из мусора. Однако топливо получается "золотым".   

Американские специалисты утверждают, что им удалось решить проблему, во всяком случае, для производства этиленгликоля. Им требуется всего два  компонента: углекислый газ и водород, полученный из воды с помощью электролиза. Сначала электрод-катализатор производит из углекислого газа двухуглеродную молекулу оксалата. Затем на других катализаторах проходит реакция с образованием этиленгликоля.

Авторы настаивают, что их технология очень перспективна, так как затраты на нее малы. Но не раскрывают детали, например, не сообщают, какие используются катализаторы. А это принципиальный момент. Указывается лишь, что это недорогой и долговечный материал, а сама реакция требует небольшое количество электроэнергии. Если удастся создать действительно эффективный промышленный аналог лабораторного прототипа устройства, то можно будет говорить о революции в энергетике и химической промышленности.

Комментарий

Валентин Пармон, директор Института катализа СО РАН, академик РАН:

Такая технология превращения углекислого газа вполне реальна. Более того, можно даже предположить, какие именно катализаторы используют авторы разработки. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. Из простого анализа формул описываемых превращений следует, что для получения одной молекулы этиленгликоля из двух молекул СО2 требуется 5 (!) молекул водорода, а его можно получить только с помощью электролиза воды. Но тогда энергетика предложенной технологии ничем не лучше энергетики обычного электролиза воды. Поэтому не понятно, в чем революционность этой технологии. Думаю, желаемое выдается за действительное.