Какие учебники не войдут в новый перечень Минобрнауки

В Минобрнауки подготовили проект перечня учебников, рекомендованных для школ. Перечень значительно уменьшился по сравнению с прошлогодним, где было более 3000 книг. Среди самых частых претензий к издательствам, которые назвали "РГ" в Минобрнауки: нарушение сроков предоставления книг. Они должны были поступить на экспертизу к 15 февраля, а пришли только 20-го. Некоторые издательства представили копии экспертных заключений вместо оригиналов. Были и более серьезные нарушения. Как рассказали в ведомстве, были и фальшивые подписи экспертов на заключениях. Например, в документе стоит подпись эксперта, а он отрицает, то, что дал положительный отзыв.

"Все заключения будут размещены в сети Интернет", - пообещали в Минобрнауки.

Цифра: 136 учебников из 1505 отклонил Научно-методический совет Министерства образования и науки РФ

Заместитель директора Федерального института педагогических измерений Галина Ковалева подтвердила "РГ", что из перечня исчезло довольно много учебников, которые применились в развивающем образовании. Речь прежде всего идет о школах, занимающихся по программам Эльконина- Давыдова, Занкова. Эти учебники выпускали некоторые из тех издательств, к которым возникли претензии экспертов. Но Ковалева не драматизирует ситуацию. По ее мнению, роль учебника в школе преувеличена. Все зависит от учителя, а ученики, которые занимались по развивающим программам, показывают результаты только на 5-7 процентов выше, чем у обычных школьников.

Комментарий

Наталия Нечаева, Научный руководитель Федерального научно-методического центра им. Занкова АПКиППРО:

- Систему обучения, с которой начиналось в России развивающее обучение, не включили в проект федерального перечня учебников!

Причину мы видим в плохой проработанности процедур сдачи и рассмотрения документов. Мы сдали весь необходимый комплект документов, в том числе положительные заключения научной, педагогической и общественной экспертиз по всем 42 занковским учебникам. Не было сделано никаких замечаний.

Решение об исключении занковских учебников стало неожиданностью для тысяч учителей, более пятисот тысяч учащихся и их родителей. Недоразумения с учебниками и бури гнева работников образования не случилось бы, если процедура прохождения экспертизы была бы более прозрачной. Например, опубликован (пока еще для обсуждения) список рекомендованных учебников без каких-либо пояснений по поводу тех, которые не включены в перечень на этапе прохождения совета. Но почему нет тех, к кому возникли претензии, и в чем их суть?