Бизнес-школы намерены укрупняться

В результате кризиса и из-за отмены госдипломов по программам МВА на рынке серьезно обострилась конкуренция. Во многих школах набор студентов прошлой осенью сократился на 40-50%. Это приводит к тому, что бизнес-школы укрупняются. О том, как справиться с обострившейся конкуренцией на рынке, с "РГ" побеседовал декан Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС (ВШКУ), профессор, заслуженный экономист РФ Сергей Календжян.

Какие изменения произошли на рынке МВА?

Сергей Календжян: Сейчас происходят системообразующие преобразования, слияния и поглощения бизнес-школ. В связи с кризисом многие ранее успешные школы оказались неконкурентоспособными и вынуждены были уйти с рынка. Несмотря на возникшие трудности, нам удалось за последний год вырасти более чем на 15% по финансовым показателям, восстановив докризисные наборы на программы. С 2014 года в состав ВШКУ вошла Российско-немецкая высшая школа управления и Факультет инновационно-технологического бизнеса РАНХиГС. Вхождение этих школ в нашу структуру логично. Мы 20 лет продвигаем модель европейского менеджмента, основанную на принципах делегирования полномочий, раскрытия способностей сотрудников, мотивации и инноваций. Наши слушатели традиционно получают немецкие дипломы. Теперь диверсифицируется спектр партнерства с немецкими университетами и бизнес-школами. Кроме того, появляется возможность расширить перечень специализаций, доступных нашим слушателям. Трансформация способствует развитию программ лояльности, систем маркетинга и менеджмента школы, расширяется спектр преподавателей и бизнес-консультантов.

Каковы основные принципы работы школы? Какие программы ключевые?

Сергей Календжян: Одним из главных принципов работы ВШКУ является система непрерывного образования. Наши ключевые программы для руководителей и специалистов - MBA, Executive MBA (ЕМВА) и DBA. Это три ступени бизнес-образования, которые рассчитаны на разный состав слушателей. MBA - это программа для специалистов и молодых руководителей, которым необходимо получить современные знания и навыки в сфере управления бизнесом. Программа EMBA появилась не так давно, когда назрела необходимость разделить слушателей программы MBA в соответствии с их опытом и статусом. Слушатели EMBA - это руководители высшего звена, имеющие большой опыт руководящей работы и ставящие перед собой стратегические задачи. Программа DBA создавалась для собственников бизнеса, высших руководителей частных и государственных корпораций. Это элитарная программа, где реализуется принцип индивидуального подхода к обучению, она направлена в первую очередь на проведение слушателями масштабного исследования, результаты которого они могли бы эффективно применить в своих компаниях. В ВШКУ есть также бакалавриат и магистратура, которые успешно развиваются, набирает серьезные обороты дистанционное образование. Вторым основополагающим принципом является сочетание науки, образования и консалтинга в рамках бизнес-школы. Научные исследования в сфере экономики, бизнеса и менеджмента вносят серьезный вклад в постоянное совершенствование учебного процесса на программах. Для нас всегда была важна международная составляющая в образовании. За последние годы состав зарубежных партнеров школы значительно расширился: мы реализуем программы двойных дипломов с бизнес-школами Германии, Швейцарии и Франции.

Каким требованиям должна отвечать качественная бизнес-школа?

Сергей Календжян: В первую очередь это системность, гармоничность линейки программ. Важное значение имеет поддерживание непрерывной связи с выпускниками за счет создания сильной ассоциации выпускников. Критериями успеха являются менеджмент образования, ориентация на практику, развитие научно-исследовательской работы и консалтинга. И конечно, показатели качества бизнес-школы - международная аккредитация и возможность зарубежных стажировок для студентов и предоставление двойных дипломов.