Первый - "Об обращении лекарственных средств" и второй - "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Высший суд страны жалобу рассмотрел и нарушений конституционных прав гражданки не нашел. Но вопрос, который подняла женщина, уверен Конституционный суд, крайне важен. Речь идет о заменителях дорогих лекарств. Проще говоря - дженериках. Ими пользуются многие, и их нередко предлагают врачи, если речь идет о бесплатных лекарствах. Именно из-за распространенности ситуации и серьезности проблемы КС посчитал возможным дать развернутую правовую позицию самого суда и растолковать законы, правила и инструкции.
В Татарстане Верховный суд отменил решение районного, который признал действия минздрава РФ по проверке информации о неэффективности препарата, которым женщина лечилась, неправильными. Райсуд обязал провести его клинические исследования. По мнению заявительницы, оба закона противоречат Конституции, так как лишают пациента возможности получать лекарство, прошедшее исследования в России.
В Законе "Об обращении лекарственных средств" есть правило, по которому лекарственные средства, зарегистрированные до дня вступления в силу этого закона, включались в госреестры по так называемой ускоренной процедуре.
Сейчас ускоренная процедура экспертизы уже не применяется.
Нарушение своих конституционных прав заявительница видит в том, что в действующем правовом регулировании нет нормы, позволяющей закупать лекарства по их торговым наименованиям. А ведь не все аналогичные наши и импортные лекарства являются эквивалентными и взаимозаменяемыми.
Конституционный суд возразил - по закону о закупках при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии заказчик вправе покупать то, что требуется больному.
Правительством были утверждены Правила формирования перечня лекарственных средств. По постановлению основанием для включения лекарственного средства в такой перечень является невозможность замены лекарства. Невключение же в перечень лекарственных средств нужного препарата можно оспорить в суде.
По закону человек вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или частично. Закон "Об основах охраны здоровья..." предусматривает, что врач обязан внимательно относиться к пациенту. Это требование распространяется и на действия врача, связанные с назначением лекарств.
Оценку качества лечения, заявляет КС, проводят врачебные комиссии медицинских организаций. Выявляет негативные последствия применения лекарств в России мониторинг безопасности. При информации о побочных действиях лекарства в дело вступает уполномоченный федеральный орган. Это Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. А мониторинг проводится на основании сообщений как от профессионалов, так и пациентов.
Если по результатам мониторинга будет установлено, что лекарство представляет угрозу жизни, то принимается решение о приостановлении его применения. И такой опасный препарат будет немедленно изъят из аптек и больниц.
Если окажется, что ожидаемого эффекта от назначенного лекарства нет, то есть правовой механизм обеспечения его иным препаратом. Для такой замены есть все нужные законы, правила и инструкции.
Таким образом, делает вывод Конституционный суд, оспариваемые заявительницей нормы не могут рассматриваться как нарушающие ее конституционные права и свободы.