Без беседы
О качестве труда социальных работников сегодня в Смоленске говорят либо хорошо, либо ничего. Не жалуются даже пожилые люди, не способные обойтись без посторонней помощи в повседневной жизни.
- Я жалела Ирочку: такие огромные сумки таскает и мне, и другим, старалась ее лишний раз не беспокоить, - говорит о своем социальном работнике пенсионерка Зоя Ивановна. - Платят мало, а работа все-таки очень тяжелая - людей много, каждому нужно что-то принести, что-то сделать, с каждым поговорить.
Зое Ивановне 83 года, из дома она давно не выходит и без постоянной помощи обходиться не в состоянии, но ее отношение к соцработнику, как ни странно, скорее норма, чем исключение. Есть, конечно, такие, кого что-то не устраивает, но в основном пожилые люди многого не требуют. А если и сталкиваются с недобросовестным отношением - ворчат про себя. Так ведет себя и Зоя Ивановна: ее прежний соцработник Ирочка уволилась, вместо нее прислали другую женщину, которая никакие просьбы вообще не выполняет. Жалуется только близким:
- Каждый раз даю список того, что надо купить в магазине и аптеке, и каждый раз она является и говорит: "Того нет, этого нет...", - рассказывает женщина. - Даже молока, говорит, в магазине нет! Что ж такое, думаю, не в советские же времена живем! А уж чтобы поговорить, так вообще никогда: пришла, буркнула - и ушла. А в договоре, между прочим, записано: "Беседа". Ну, а как мне на нее жаловаться? Женщина немолодая, другую работу ей не найти, трудится за копейки...
Последнее не совсем верно. На самом деле, зарплата социальных работников за последний год увеличилась в два с лишним раза - с шести тысяч в начале 2013 года до 12,6 тысячи рублей. К концу года она превысит 14 тысяч, а в 2018-м должна достичь размера средней зарплаты по региону (сейчас это 20320 рублей). Пенсионеры, к которым приходят соцработники, об этом, возможно, просто не знают и продолжают их жалеть...
Жалуйтесь без стеснения
- Психологию человека трудно изменить, - вздыхает начальник регионального департамента по социальному развитию Юлия Новикова. - Я сама многодетная мать и помню, как относились к людям в собесе: могли нахамить, входить нужно было с низким поклоном, просить мало, уходить быстро. Та же проблема и с социальными работниками. Порой легче взять нового человека и научить его работать, чем пытаться перевоспитать того, кто работает в нашей сфере долгие годы. Есть разные люди - и те, кто делает значительно больше, чем от него требуется, и те, кто фактически непригоден к этой работе.
Зарплата соцработникам повышается не просто так. У них увеличена нагрузка (в городе с восьми до десяти клиентов на одного соцработника, на селе - с четырех до шести). Заключаемый с ними контракт предполагает ответственность за четкое исполнение должностных обязанностей. Причем в каждом договоре на социальное облуживание перечислено, какие услуги предоставляются конкретному человеку. В их числе уборка не реже двух раз в неделю, доставка продуктов - с такой же регулярностью, по семь килограммов за раз, доставка промышленных товаров и так далее. Предоставить человеку все перечисленные в договоре услуги, включая беседу, социальные работники обязаны, это с них можно смело требовать, а в случае отказа - жаловаться. В департаменте утверждают, что к подобным сигналам относятся очень серьезно и реагируют на них самым решительным образом. Сейчас чиновники уже могут это себе позволить: в некоторых районах если еще и нет очереди из желающих устроиться соцработником, но найти человека стало гораздо проще, и даже появилась возможность выбрать наиболее подходящего. То есть повышение зарплаты этой категории служащих не осталось незамеченным на рынке труда.
- Мы не имеем возможности требовать от каждого социального работника "доброты и чуткости", в контракте этого не пропишешь, - рассказывает начальник департамента. - Это фактически помощник по хозяйству, и мы рады всем, кто приходит трудиться в этой непростой сфере. Но при этом мы требуем оказания услуг высокого качества. Поэтому гражданам нужно ставить нас в известность, если кто-то из наших сотрудников плохо исполняет свои обязанности.
Примером реакции департамента на "тревожный сигнал" может послужить история, случившаяся недавно в Промышленном районе Смоленска. Пожилая женщина, получающая пенсию участника Великой Отечественной войны, так экономно относилась к деньгам, что жила фактически впроголодь. Она не давала своему соцработнику никаких поручений, боялась потратить лишнюю копейку, и, в конце концов, ее пришлось в буквальном смысле спасать от голодной смерти. Соцработника уволили "по статье".
- Она обязана была убедить бабушку, может быть, даже заставить ее нормально питаться, - поясняет Юлия Новикова. - Ведь соцработник отвечает и за то, чтобы человек себе не навредил.
У каждой услуги - своя цена
C 1 января будущего года вступит в силу федеральный закон об основах социального обслуживания граждан, который базируется на новых финансовых, правовых и организационных принципах. Он направлен на более долгое сохранение привычной среды обитания для граждан, нуждающихся в социальной помощи. То есть все больше людей будут обслуживать на дому, а число обитателей стационаров сократится. Полномочия федеральных и региональных органов власти четко распределены. При этом на рынке социальных услуг появится частный бизнес, работающий на тех же условиях, что и государственные социальные учреждения, - и за те же бюджетные средства. Четко определены категории граждан, которым социальные услуги будут предоставляться бесплатно. Сейчас их примерно треть от общего числа, а после вступления в силу нового закона количество таких граждан возрастет. Стоимость услуг для остальных будут определять органы региональной власти.
- Мы должны не просто подсчитать стоимость пребывания гражданина в том или ином социальном учреждении, но и разделить эту цифру на стоимость нескольких десятков отдельных услуг, - поясняет Юлия Новикова. - То же самое должно быть сделано в отношении целого комплекса услуг, которые социальные работники оказывают гражданам на дому. С нового года для каждого гражданина будет составляться индивидуальная программа социального обслуживания с обеспечением стандарта качества. Причем составлять этот перечень он будет самостоятельно, с учетом их стоимости. Пока выполнить эту работу мы не в состоянии, поскольку нет методики расчета - ее должны разработать и утвердить на федеральном уровне. Мы, конечно, готовы составить такой прейскурант самостоятельно, но потом может оказаться, что он противоречит установкам федерального министерства - и все придется переделывать.
Система социальных служб в Смоленской области включает в себя 62 учреждения, в которых работает 5,5 тысячи человек при штатной численности восемь тысяч человек. Коечная сеть составляет 5065 мест, на дому обслуживается более 8,5 тысячи человек. В 2014 году на финансирование социальных учреждений из областного бюджета выделено 1,5 миллиарда рублей, что позволит обслужить более восьми тысяч человек. При этом около трех тысяч граждан получают социальные услуги бесплатно. По примерным расчетам, стоимость пребывания одного человека колеблется от 16 тысяч рублей в геронтологическом центре "Вишенки", самом большом социальном учреждении в регионе до 35 тысяч рублей в месяц в малокомплектных домах-интернатах.