Такое решение было принято по итогам заседания правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства под руководством министра РФ Михаила Абызова. В первый год действия этой меры казна сможет сэкономить до 700 миллиардов рублей. Разрабатывать административные санкции для чиновников поручено минэкономразвития, они могут появиться в российском законодательстве уже в ближайшее время.
Вначале таких должностных лиц необходимо наказывать предупреждением, потом штрафами, а лишь затем и дисквалификацией, то есть увольнением и запретом занимать аналогичные должности в течение определенного времени, рассказал "Российской газете" гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) Сергей Габестро. Но в некоторых случаях нужно сразу увольнять некоторых должностных лиц, считает он. "Библиотекарь не может быть контрактным офицером, это профессия, которой надо учиться", - замечает Сергей Габестро.
Нужно предусмотреть дифференцированные размеры штрафов, продолжает юрист Ярослав Кулик. Первая модель такой дифференциации - увеличение суммы штрафа исходя из того, первое ли это нарушение или же систематическое. Вторая модель градации таких штрафов может отталкиваться от цены контракта: чем больше цена, тем больше штраф. Кроме введения административной ответственности нужно определиться и с гражданско-правовыми последствиями заключения договора по результатам закупок, проведенных без общественного обсуждения, - предлагает эксперт. "Это относится к вопросу действительности и оспоримости таких сделок", уточняет Ярослав Кулик.
По данным минэкономразвития, с августа 2012 года, когда начала действовать система общественного обсуждения "миллиардных" закупок, таких контрактов было размещено на сумму свыше 1,7 триллиона рублей. В 2013 году эксперты НАИЗ проанализировали 233 крупные закупки на общую сумму более 574 миллиардов рублей. По сравнению с 2012 годом заказчики стали готовить документацию качественнее и избегать прямых нарушений законодательства. Эти изменения связаны в том числе и с повышением активности общественного контроля госзакупок. Для сравнения: за последний квартал 2012 года вопросы экспертов вызвал 71 процент проанализированных процедур (80 из 112), в то время как в 2013 году признаки ограничения конкуренции обнаружены уже только в 38 процентах случаев (88 из 233 процедур).
По оценкам экспертов, экономия бюджета на госзакупках с помощью процедуры общественного обсуждения может составлять от 5 до 15 процентов, по некоторым направлениям до 25 процентов. По словам Михаила Абызова, одна из крупнейших государственных корпораций в этом году сэкономила на открытых конкурентных закупках более 20,5 миллиарда рублей.