А первым проектом, согласно недавнему распоряжению правительства РФ, предусмотрено строительство в 2014-2017 гг. сквозного моста-коридора через Керченский пролив. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев недавно подписал распоряжение правительства о создании "Автодором" специальной компании для доработки и реализации этого проекта. Как заявил премьер, "в надежном и недорогом транспортном сообщении между Таманским полуостровом и Крымом заинтересованы и в России для развития дополнительных каналов в сфере торговли и совместных инвестпроектов". По данным "Автодора", такую компанию планируется создать к концу марта.
Для развития экономических связей между соседними регионами РФ и Крымом, а также для стимулирования международного транзита через полуостров могут быть востребованы и прежние проекты новых "трансазовских" паромных переправ. Скажем, это переправа Керчь - Ейск: обновить проект в 2011 году предложила одна из украинских компаний. В том же году инициатива была одобрена администрацией Ейского района Краснодарского края РФ: помощник главы администрации этого района Игорь Назаркин заявил тогда, что "предложение интересное и имеет большие перспективы. При грамотном подходе любые чрезвычайные ситуации на паромной переправе исключены". Но затем проект был, что называется, спущен на тормозах украинской стороной.
Кстати, восточнокрымский порт Керчь считается более конкурентоспособным, чем соседние азовские порты РФ. "Они имеют значительные ограничения по глубине у причалов, - уточнил "РГБ" гендиректор "Ейского морского порта" Андрей Панычев.- Поэтому грузовладельцам выгоден доступ к более глубоководным азовским причалам - Мариуполь и Керчь".
По мнению министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, в сфере инфраструктуры и промышленности Крыма достаточно много самодостаточных компаний, имеющих перспективы поставок своей продукции на российский и зарубежные рынки. По словам министра, речь идет, в частности, о судостроении, производстве товаров АПК и горно-химической продукции.
А доосвоение ресурсно-сырьевой базы полуострова планируется с ее нефтегазового сектора. Как заявил первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев, эта отрасль - одна из самых перспективных. "Черноморнефтегаз", работающий на территории Крыма, добывает почти 2 млрд кубометров газа в год. С учетом развитой газодобывающей промышленности в РФ этот сектор может стать частью российского энергокомплекса.
Важность крымских нефтегазоресурсов подтверждается и тем, что, как на днях заявил замминистра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов, участки недр на шельфе Крыма могут получить статус федеральных. А он подразумевает ограничения на разработку иностранными компаниями. Между тем в конце 2013 г. украинские власти заключили СРП по разработке углеводородов мелководной части Прикерченского шельфа Черного моря (на Востоке Крыма). Итальянская Eni получила 50%, французская EdF - 5%, госкомпания "Воды Украины" - 35%, "Черноморнефтегаз" - 10%.
Замминистра отметил в этой связи, что "возможность распространения законодательства РФ на ранее заключенные соглашения будет обсуждаться".
По имеющимся данным, в Крымском регионе разведанные запасы нефти и попутного газа превышают 20 млн тонн. Но этот показатель превысит 35 млн тонн, если будут доказаны эти запасы в "новых" углеводородных районах Крыма, включая шельф. А вот ресурсов природного газа куда больше: достоверных - не меньше 60 млрд куб. метров (свыше 10 месторождений), из них почти 50 млрд - на морском шельфе. В то же время в южной части Причерноморско-Крымской нефтегазоносной области предполагаются весьма крупные ресурсы природного газа, точный объем которых предстоит уточнить. Тем временем российская сторона планирует и увеличить добычу этого сырья, и расширить нефтегазовую геологоразведку Крыма и примыкающего к нему шельфа.
"Черноморский сектор Крыма представляется наиболее перспективным в плане углеводородных ресурсов, - уточнил "РГБ" глава агентства "Газовый бизнес" Михаил Ермолович. - Требуется также доразведка Крымского Приазовья и запасов вблизи Азовского побережья Крыма: здесь тоже могут быть крупные запасы нефтегазового сырья". Причем весь Азовский бассейн, по мнению М. Ермоловича, требует тщательной геологоразведки.
Помимо этих ресурсов, регион располагает другими разнообразными ресурсами. По оценкам геолого-разведочных служб России, Украины и Крыма, в этом регионе насчитывается месторождений: свыше 30 - нефтегазовых, более 20 - сырья для черной металлургии, 6 и 3 - горно-химического и фосфатного сырья, соответственно, различных видов солей с примесью редкоземельных металлов - не меньше 5. А число месторождений целебных лечебных грязей превышает 25. Но, если по нефтегазовым "закромам" уровень их освоенности достигает 40-45%, то по другим составляющим местной сырьевой базы - максимум 25%.
Так, запасы железных руд Керченского района превышают 1,5 млрд тонн - в большинстве своем, с высоким содержанием железа (свыше 25%). Освоение этих ресурсов может потребовать увеличения мощностей Камыш-Бурунского железорудного комбината (в том же районе).
Разработка же разнообразных видов солей, лечебных грязей и смежного сырья в Сивашском озере ("Гнилое море") - в Крымском Приазовье - имеет не только лечебно-курортное значение. При этом многие зарубежные эксперты признавали, что целебные свойства этих сивашских ресурсов на порядок выше, чем в бассейне Мертвого моря. В сивашской воде содержится до 170 мг разнообразных солей в 1 кг воды - в 5 раз больше, чем в среднем в Мировом океане. Причем в рассолах Сиваша высокое содержание соединений натрия, калия, магния, брома, сульфатов и т.п. А общие запасы здешних солей - не меньше 200 млн тонн.
На этой базе работают два крымских химико-фармацевтических предприятия, но, возможно, потребуется увеличить их мощности и/или создать новые предприятия такого профиля. Есть также проекты развития курортно-туристической сферы в Сивашско-Азовском и соседнем - Керченском районах Крыма.
"В этом регионе немало возможностей для развития многих отраслей, важных и для общероссийского рынка, например: энергетики, судостроения, пищепрома, - пояснил "РГБ" вице-президент ТПП РФ Георгий Петров. - Речь идет, в частности, о крупных запасах природного газа и, возможно, нефти. Кроме того, ряд крымских портов и других путей сообщения вполне могут стать крупными "транзитёрами" в Черноморском регионе. Они же позволят частично разгрузить многие азовско-черноморские порты РФ, что также связано с проектом моста через Керченский (азовско-черноморский) пролив. В этих секторах целесообразны проекты с российским участием".
Но, по мнению Г. Петрова, так как Крым уникален по своим природным факторам, развитие здесь "зеленой" экономики, включая восстановление позиций Крыма как главной здравницы России, должно быть в числе приоритетов. Ставшие популярными в РФ направления - Турция, Египет - пляжный отдых, а "традиции" Крыма - отдых и лечение. Кроме того, по оценке Г. Петрова, именно Крым был главным источником разнообразного сырья для парфюмерно-косметической промышленности России, а это тоже "зеленая" экономика.
Для регионального и общероссийского рынка важны также расширение отраслевого ассортимента местного АПК и развитие его сырьевой базы. За счет этого, по некоторым оценкам, совокупный объем крымской сельхозпродукции, включая рыбопродукцию, может увеличиться минимум вдвое в сравнении с уровнем 2012-2013 гг., а поставки этих товаров за пределы Крыма могут возрасти в полтора-два раза. "Ряд направлений в сельском хозяйстве региона, особенно в его субтропическом и рыбоперерабатывающем секторах, а также в виноградарстве и цветоводстве, были утрачены за последние 20-40 лет, - уточнила "РГБ" эксперт агентства "Агромакс" Екатерина Кондратюк. - Их восстановление и дальнейшее развитие выгодны и местному рынку, и потребительскому рынку России в целом".
В этой сфере, по мнению экспертов, нужны крупные инвестиции и в сами эти отрасли, и в их инфраструктуру, прежде всего в мелиорацию, транспортную сеть, сеть хранилищ и в сектор переработки.