Ну да, тут история делается, историческая справедливость восстанавливается, какой уж тут разговор о деньгах. Но жизнь есть жизнь, когда ура-патриотические страсти поулягутся, все равно придется считать. Бесплатного ничего не бывает, вопрос об экономической цене Крыма все равно встанет.
Причем здесь тоже не все так просто. Экономические затраты, как это часто бывает, следует разделить на прямые и косвенные (сопутствующие, накладные - как хотите называйте).
Прямые затраты - это те, которые позволили бы подтянуть уровень жизни в Крыму до общероссийского, включая повышение размера пенсий и разного рода пособий, увеличение зарплат бюджетников, дополнительное финансирование социальной сферы, расходы на инфраструктуру и т.п.
Косвенные затраты - это цена экономических санкций против России, это плата за уход стран Европы от энергозависимости от России, это и расходы на ту же инфраструктуру в Краснодарском крае (этого потребует строительство Керченского моста) и т.п.
Из всех этих экономических затрат самыми значительными будут те, которые Россия понесет от усилий Запада по снижению своей энергозависимости от России. И именно их нам надо опасаться. Попросту говоря, европейские страны - основные потребители нефти и газа из России - постараются меньше покупать этих энергоносителей из России. И уж если много меньше покупать не получится, то цену им удастся снизить точно. Собственно говоря, это уже происходит: российская сторона уже сама предлагает пересмотреть контракты по поставке газа в Европу, предлагая более низкую цену.
Но считать косвенные затраты (они, кстати, не становятся от этого какими-то виртуальными) пока не будем. Давайте определимся хотя бы с тем, что в виде прямых затрат придется понести России в связи с присоединением Крыма.
Для начала определимся с пенсионными затратами. Оговорюсь: будем считать, разумеется, примерно. Извините, миллиард - сюда, миллиард - туда, пока это не столь принципиально.
Итак, сегодня размер средней пенсии в Крыму в переводе на российские рубли немногим больше 5,5 тыс. рублей, в России в 2014 году будет почти 11 тыс. рублей. Всего же в Крыму свыше 600 тыс. пенсионеров, причем среди них много военных пенсионеров, которым придется платить повышенную пенсию. В общем, около 80 млрд рублей в год по этой статье допзатрат получается. Российские официальные лица, правда, назвали сумму в 36 млрд рублей - не знаю, как у них так дешево получилось. Одно могу предположить: в их цифре военные пенсионеры не учитывались.
Но самая большая статья затрат будет другая - расходы на выравнивание бюджетной обеспеченности. В России существует такой порядок, в соответствии с которым, чтобы подтянуть уровень жизни в самых бедных регионах до общероссийского, им выделяются бюджетные средства. Причем в зависимости от уровня бедности региона размер дотаций может доходить до 20 и даже 30 тыс. рублей на человека.
Учитывая двухмиллионное население Крыма, а также то, что новый регион по факту при вхождении в состав России оказывается самым бедным регионом России, размер таких дотаций может превысить 250 млрд рублей в год, хотя это все-таки не очень реалистично, так как уж слишком большая сумма.
Разумеется, обязательно надо учесть еще и расходы на инфраструктуру Крыма: транспортную, энергетическую и т.д. Причем уже некоторые проекты названы. Прежде всего это авто-, железнодорожный мост (тоннель) через Керченский пролив. Известна и примерная цена - около 100 млрд рублей. Понятно, что это расходы в расчете на весь период строительства, но также ясно и то, что все эти первоначальные расчеты надо будет, по-видимому, умножать на коэффициент 2, а то и 3. Так что пока остановимся на цифре в 100 млрд рублей ежегодных затрат только на транспортную инфраструктуру.
Считаем названное выше и уже получаем около 430 млрд рублей затрат. Учтем, что по тем же затратам на инфраструктуру цифра расходов первоначально может быть и не такой значительной (для подготовки той же проектной документации все же понадобится время). Однако учтем и другое обстоятельство. Оно, кстати, объясняет, почему у нас общие затраты на ту же Сочинскую Олимпиаду выросли с 314 млрд рублей до 1,5 трлн рублей (почти в 5 раз!).
Тот, кто имеет шанс быть допущенным к этим деньгам, прекрасно понимает, что надо просить как можно больше, потому что Крым - это больше, чем проект, это - какие-то высшие интересы, когда деньги властями не считаются. Так что не сомневайтесь в том, что сметы будут неимоверно раздуваться.
Определившись с примерной суммой годовых затрат - 430 млрд рублей, хотелось бы понять: а что это вообще за цифра. Это много или мало?
Все познается в сравнении. Давайте сравним с бюджетом соседнего Краснодарского края - 178,5 млрд рублей по доходам в 2014 году. Вывод очевиден - затраты огромные.
Возьмем для сравнения еще несколько цифр. Все расходы российского федерального бюджета на здравоохранение в 2014 году определены в 462,5 млрд рублей. Эта цифра, заметим, сопоставима с теми расходами, которые мы насчитали выше в связи с присоединением Крыма. Кстати, на всю санаторно-оздоровительную помощь в этом году предполагается потратить из федерального бюджета (на всю страну!) всего лишь 32,8 млрд рублей, а на амбулаторную помощь - 77,1 млрд рублей: примерно столько же, сколько на крымских пенсионеров.
Считали мы, еще раз напомню, только прямые затраты, и то не все. Кто-то скажет, что мы на чем-то и сэкономить теперь сможем. Да, около 3,5 млрд рублей не придется платить за аренду Севастополя в качестве места базирования Российского Черноморского флота. Но все эти приобретения, выгоды несопоставимы (во всяком случае, пока) с затратами.
А вообще, конечно, удивительное дело: такой, казалось бы, благодатный край, и столь бедный, требующий огромных затрат на обустройство. Кстати, на каждого россиянина, включая "стар и млад", придется 3 тыс. рублей расходов в год. И никакой политики - только экономика.