В 43 районах Москвы управление домами передали госучреждениям

Эксперимент по передаче управления домов и дворов в Москве из частных рук госучреждениям признан удачным. С этого года эксперимент распространили с 9 на 34 района, а к 2016 году все 125 жилых районов будут обслуживать госучреждения. В преимуществах разбиралась корреспондент "РГ".

Кто хозяин?

Кто управляет вашим многоквартирным домом? Не знаете? Вы не выбирали, на собрание жильцов не ходили? Тогда почему жалуетесь, что мусорные контейнеры переполнены, лестницы не моют, свет в подъезде не горит, а в едином платежном документе воду дописывают "кубометрами". Согласно закону, чтобы изменить управление в доме, нужно собрать 2/3 жильцов, проголосовать за перемены и выбрать новую компанию. Многие скажут, что от них ничего не зависит и нет времени ходить по собраниям. Между тем в столице немало тех, кто пострадал от аппетитов частников. Возмущение вызывают и вываленный на очищенные дорожки снег с крыши, и "раскопки" на новенькой детской площадке. А лишняя работа - лишние деньги из бюджета города и карманов москвичей. А зачем тратить лишнее?

Для исправления ситуации столичные власти вспомнили опыт времен СССР, создав Государственное бюджетное учреждение "Жилищник".

По словам заммэра по вопросам ЖКХ Петра Бирюкова, сейчас под управлением ГБУ - 60% многоквартирных домов. Как показывает статистика, на 30% сократилось число жалоб на содержание и уборку территорий и домов, при этом на работу ГБУ официальных жалоб нет. - Частные компании по 94 Федеральному закону проводили конкурс на уборку территорий, выигравшие подрядчики работали на свой карман, в одном районе могли работать до 20 компаний, - рассказал Бирюков. - Для "Жилищника" основное - это качество работы. Он одновременно является заказчиком и исполнителем работ, за все отвечает. И управу на государственную службу найти легче.

Каждому району - по полку

Принцип работы у всех "Жилищников" единый. Штат сотрудников в зависимости от потребностей варьируется от 1,6 до 1,8 тыс. человек. Треть сотрудников, или 500 человек, - дворники, столько же уборщиков с дорожными рабочими. Обязательно есть слесари, ремонтники, аварийная бригада, диспетчеры.

Кроме этого, городские власти обеспечили ГБУ по лизингу техникой, оборудованной системой ГЛОНАСС. Благодаря этому улучшилась дисциплина, ведь следят за перемещением техники не только руководство ГБУ, но и инспектора административно-технических инспекций, Мосжилинспекции. Например, в районе "Нагатино-Садовники" раньше на весь район было 30 единиц малой механизации, сейчас - 150. Есть пылесосы, тракторы, газонокосилки, поливальные машины и даже асфальтоукладчик. Одним словом, все, что может пригодиться в хозяйстве. Хозяйство в этом небольшом районе обширное: 200 домов и 500 гектаров прилегающих территорий, очистка и ремонт междворовых проездов, дорог, ремонт детских и спортивных площадок.

- Раньше надо было жаловаться управляющей компании на замусоренность контейнерной площадки, а те через ГУИС связывались с подрядчиками, - рассказывает жительница района, пенсионерка Мария Ульянова. - На днях пожаловались на мусор на контейнерной площадке - через час мусоровоз приехал, контейнеры почистили и даже помыли. Такая спешка, как говорит руководитель ГБУ "Жилищник района "Нагатино-Садовники" Роман Курбатов, не случайна.Работают они на этой территории уже полгода. На все жалобы привыкли реагировать оперативно. Да и нареканий особых нет. А основная проблема ГБУ - текучка кадров, но ее тоже стараются решать.

Мы ищем кадры

- К нам регулярно приходят на работу устраиваться пенсионеры, но работа тяжелая, - говорит Курбатов. - Не выдерживают. Идут студенты подрабатывать, есть и иногородние. Штат заполнен на 70%. Есть иностранные работники, но их единицы. Сложно, но справляемся. Ищем через Интернет, ярмарки вакансий.

Сам район с приходом госучреждения преображается. Нет, конечно, нового Арбата или Кремля здесь не появилось. Но работы по благоустройству в разгаре несмотря на то, что во всем городе начнутся лишь в апреле. Во многих дворах уже покрашены ограждения, починены лестницы.

А в день, когда я побывала в районе, несколько молодцев, правда, азиатской внешности, секаторами подрезали кусты. В стороне слышалось дребезжание пилы - это обрезают слишком высокие тополя возле 12-этажки.

- Изверги, - ругается пенсионерка, представившаяся Ольгой Николаевной. По ее словам, она 30 лет назад саженцы сажала. А теперь красивые высокие деревья, достающие до окон 6-го этажа, и летом затеняющие свет, рубят. На вопрос: а самой ей в квартире не темно? Отвечает, что ее окна выходят на другую сторону.

Пока пенсионерка ругалась, работники, сделав работу, убрали спиленные ветки, подмели территорию и ушли, оставив метровой высоты пеньки.

- У ГБУ ресурсов для решения любого вопроса гораздо больше, чем у частной компании, - подытоживает глава ГБУ "Жилищник" Роман Курбатов. - Финансирование хорошее, все расходы прозрачны, их можно на сайте посмотреть. Да и жители интересуются, куда и на что мы деньги тратим.

Впрочем, критики считают, что в ЖКХ создается еще одна монополия. А сторонники уверяют, что объединение функций в одних руках повысит управляемость и качество работы. Доля правды есть и у тех и у других. Но если качество работы будет высоким, расходы не увеличатся, а город станет чище, не это ли главное?

По словам заммэра Петра Бирюкова, частные управляющие организации, работой которых москвичи довольны, устранять не будут. Но, как считают власти, скорее всего конкуренция сделает свое дело, и до 2016 года в каждом московском районе появится бюджетный "Жилищник".

Кстати

На работу ГБУ "Жилищник" можно жаловаться на портале www.gorod.mos.ru или в управу своего района.

В ОАТИ Москвы (по вопросам содержания дворовых территорий, спортивных и детских площадок) по телефону "горячей линии": 8 (499) 264-96-81.

В Мосжилинспекцию (по вопросам содержания многоквартирных домов) на электронный адрес: mgi@mos.rumgi@mos.ru