В ГЦСИ показывают финалистов, претендующих на победу в трех номинациях: "региональный проект" (400 000 руб.), "кураторский проект" (500 000 руб.), "теория, критика, искусствознание" (500 000 руб.). На арт-площадке ЦУМа - работы в номинациях "произведение визуального искусства" (800 000 руб.) и "новая генерация" (200 000 руб.).
Название "региональные проекты" давно уже никоим образом не является эфмеизмом провинциальности или скромности арт-достижений на фоне столичного размаха. Скорее, эта номинация означает возможность обратить внимание на чрезвычайно интересные инициативы, которые могли бы иначе остаться в тени. В нынешнем году из четырех особо привлекают внимание два проекта, возникшие не благодаря (грантам ли, институациям ли), а скорее вопреки (ситуации, окружению). Первый - это выставки "ТРИВА: фотоманифест пролетариата", которые были показаны в художественных музеях и арт-центрах Томска, Красноярска, Новосибирска и Санкт-Петербурга ("Эрарта"). Три фотографа, работавшие на Кузнецком металлургическом комбинате (КМК), в конце брежневской эпохи застоя зарегистрировали творческую группу. Владимир Соколаев, Александр Трофимов и Владимир Воробьев (он умер в 2011) увлеклись "прямой фотографией". Никаких постановок и даже никакого кадрирования. Они снимали металлургов у домен и детей в гримерке ДК, жителей села Мохова, наблюдающих полное солнечное затмение 1981 года через закопченные осколки стекла, и тощих мужиков, устроивших перекур, сидя на газовом балоне... "Прямая фотография", разумеется черно-белая, получилась жестким социальным документом, который не походил не только на конструктивистские снимки конца 1920-х, но и на лирические снимки "оттепели". Группу закрыли быстро, а заодно и киностудию КМК, где работали мастера. Но вскоре умер Брежнев, за ним - другие, и пошла новая жизнь. Нынешняя коллекция трех фотографов насчитывает 2 тысячи работ, сделанных в 1976-1992 годах. Показанная в Сибири, она, будем надеяться, доедет и до столицы.
Второй захватывающий сюжет связан с краснодарскими молодыми художниками. Красный флаг с надписью КИСИ (то есть Краснодарский институт современного искусства) поднят на скамейкой, вокруг которой на стенах зала - рисунки, фотографии, видео... Все - свидетельства деятельности института, созданного "исключительно силой мысли". Кроме мысли художникам группировки ЗИП, активистам КИСИ понадобились недюжинное упрямство, находчивость и просто талант. Они устраивают выставки, лекции, в поселке Пятихатки создали даже летнюю резиденцию, организовали еще и международный фестиваль "МОЖЕТ". В общем, звучит довольно фантастично (и обнадеживающе), если учесть, что Краснодар, по крайней мере начальствующие особы там, вроде бы не славились любовью к современному искусству.
Также среди "регионалов" есть проект "Мастерская" Уральского филиала ГЦСИ, который организовал программу резиденций-студий. Плюс - международный симпозиум "Аланика", который 7-й раз проводит ГЦСИ во Владикавказе. Плюс дагестанский проект Алексея Масляева и Таус Махачевой "История требует продолжения" (Махачкала).
Что касается номинации "кураторский проект", то ее финалистами стали Екатерина Деготь, Давид Рифф (выставка дает возможность получить представление об их проекте "Понедельник начинается в субботу", показанном на Бергенской Ассамблее, в Норвегии), Дмитрий Гутов (художник был куратором собственной ретроспективы "Удивляться нечему" в Московском музее современного искусства), Елена Селина (двухчастная выставка "Реконструкция" в фонде "Екатерина"), Алексей Масляев ("Завтра воды не будет"), и 2-й Международный фестиваль активистского искусства "Медиаудар. Москва", модератором которого выступила Татьяна Волкова.
В ГЦСИ также можно увидеть видеоработы погибшего в прошлом году Владислава Мамышева-Монро. Ему посмертно решено отдать приз во внеконкурсной номинации "За творческий вклад в развитие современного искусства". Кроме того, проект "Полоний", созданный Мамышевым-Монро вместе с фотографом Григорием Поляковским, вышел также в финал номинации "произведение визуального искусства". Он показывается на арт-площадке ЦУМа. Если в одноименном спектакле художник исполнял роль Полония, ставшего основным героем, то в фотографической серии Мамышев-Монро играет и Гертруду, и бородатого Клавдия в короне, напоминающего балаганного злодея, и Офелию с черепом в руке, будто она Гамлет... Мы привыкли, что за любым персонажем Мамышева-Монро сквозит нахальная, дерзкая улыбка художника. Но в "Полонии" игра заметно усложняется. Его Гамлет, кажется, представляет Офелию, а тень бедного Йорика начинает мерещиться едва ли не за каждым персонажем... Шутовская игра, трагедия на сцене, история любви объединены общим знаменателем - черепом, пусть даже взятым напрокат из театрального реквизита, но отсылающим к отнюдь нешуточной максиме - memento mori. Тут мрачность готической стилистики соединена с гротеском балагана и экспрессией немых фильмов Мурнау. Шекспировская трагедия оборачивается фарсом, площадной фарс-актуальной новостью.
Собственно, в номинации "произведение визуального искусства" только работы Мамышева-Монро стали "местом встречи" двух премий - "Инновации" и частной Премии Кандинского. Правда, в последней его работы были представлены в лонг-листе, и на выставке в "Ударнике" была показана другая серия.
Если говорить о других финалистах в этой номинации, то в "Инновации" они совершенно иные. Самый необычный, пожалуй, проект Юрия Альберта "Что этим хотел сказать художник?", созданный им и Екатериной Деготь для Московского музея современного искусства. Выставка разворачивалась не только в анфиладе залов особняка на Гоголевском бульваре, но и во времени. Вначале она представала как тексты, объясняющие зрителю произведение в отсутствие художника и самого произведения. Постепенно тексты закрывались работами. Вместо объяснения являлась загадка, ключ к которой зритель должен был искать сам. Процесс понимания мог быть подменен фактом присутствия, комментарий - коллекцией или архивом.
Ростан Тавасиев в проекте "Все сложно..." предлагает вариант инсталляции, оживающей в сети. Его персонажи из плюша или искусственного меха на этот раз входят не в плоскость картины, а в пространство социальных сетей. "Ветерок божественный", "Конструкция Винчи", "Полная мысль" или непредсказумая "Шаровая молния", не говоря уж о про таинственную "Хидден Хиккимори", или основательный "Зеленый куб", похожи на персонажей мультфильмов, готовые аватары. Конечно, если бы не уютная "игрушечная" мягкость, их веселые имена могли бы напомнить о кубизме, расчетах ренессансных художниках, концепциях или автоматическом письме... Но перед нами игрушки, ведущие серьезные беседы в фейсбуке и жалующиеся на сложность жизни. Правда, их семеро, и их цвета совпадают с цветами спектра солнечного луча. И они, кажется, не догадываются, что только вместе они обретают могущество света. Мда, все так сложно... Но - правда же, инновативно?
Наконец, среди фаворитов в номинации "произведение визуального искусства", - москвич Андрей Кузькин с видеопроектом "Мир" и петербургский художник Илья Орлов. Андрея Кузькина интересует территория, на которой искусство остается искусством. "Ты есть только то, что есть рядом с тобой", - твердит голос с мониторов, и картинка на пяти экранах демонстрирует атрибуты того, "что рядом", будь то список продуктов, зажигалка, банка с медом, включенный ночник над диваном или старый стул у окна... Но стоит приблизиться к экрану, то есть к тому самому окну, как мы видим пустынную ночную заснеженную улицу, по которой бежит человек с факелом... Натюрморт, интерьер и вид из окна - старые надежные жанры взывают к логике того, что "рядом с тобой". Но расплывчатая, нечеткая картинка бегущего человека врезается в память как знак вопроса, на который не дает ответ "то, что рядом с тобой".
Илья Орлов на выставке в Al Gallery превратил зрителя в действующего героя, пришедшего на выставку, а оказавшегося посреди... старой петербургской квартиры. Именно зрители, приходившие на еженедельные встречи поэтов, философов, историков, социологов, давали превращали инсталляцию в живой перформанс. Без зрителей, их взгляда, любопытства или энергии заблуждения не бывает искусства.
Это верно и для выставки номинантов "Инновации". Она ждет зрителей до 4 мая.
Цифры
338 заявок из 26 регионов России поступило на конкурс
Жюри конкурса "Инновация"
Тереза Мавика, директор фонда V-A-C, "Виктория - Искусство быть современным", (Москва)
Джованна Карневали, директор Фонда Миса ван дер Роэ (Барселона)
Сергей Кропотов, доктор философских наук (Екатеринбург)
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина
Семен Михайловский, ректор Санкт-Петербургского академического институа живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина
Ольга Шишко, директор Музея экранной культуры "МедиаАртЛаб" (Москва)
Дэвид Эллиотт, куратор, критик (Берлин)