Тема дополнительных затрат, которые вынуждены нести граждане при оплате самых различных услуг через многочисленные терминалы, волнует общественность довольно давно. Платежные системы часто устанавливают комиссию по принципу "кто во что горазд". Средняя цифра по рынку - 6 процентов (в Москве - 5%, в регионах - 7%). Однако каждый из нас сталкивался с "полярными" ситуациями - в некоторых терминалах можно положить деньги на телефон вообще без комиссии, вне зависимости от того 100 это или 1000 рублей. А некоторые "дерут" с граждан при оказании услуги до 20 процентов и более.
Депутат Госдумы Дмитрий Савельев предлагает внести изменение в Закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", дополнив его всего лишь одной фразой: "но не более трех процентов от суммы перечисленного платежа".
По мнению авторов законопроекта, ограничение комиссии по оплате услуг платежных агентов сыграет важную роль для граждан, которые живут в небольших городках и сельской местности.
"Коммунальные платежи сейчас и так слишком высоки, а платежные агенты иногда задирают проценты совершенно бессовестно. В большом городе можно выбрать агента или просто заплатить поставщику. А в деревне жители оказываются фактически в безвыходном положении: плати через почту, больше негде", - рассказал он "РГ".
Идея оптимизировать комиссию при оплате через терминалы неплохая, признал заместитель руководителя отдела стратегических разработок Российской ассоциации электронной коммерции (РАЭК) Глеб Шуклин. "Непонятной остается экономическая основа для комиссии именно в 3 процента. Почему не 5 или не один процент?" - спрашивает он.
По мнению эксперта, подобный вариант развития событий приведет лишь к ограничению конкуренции в этом сегменте рынка и в результате к ухудшению возможностей для развития компаний, занимающихся электронными переводами.
Тем не менее выход из ситуации есть. "Стоит задуматься о том, чтобы ограничивать не максимальный предел комиссии, а установить диапазон, в рамках которого компании могли бы ее предлагать клиентам. Тогда будет выбор", - предложил он.
Стоит вспомнить, кстати, что весной прошлого года в СМИ проходила информация о том, что готовится инициатива о полном избавлении от уличных платежных терминалов. Остаться такие устройства должны были только в банках. Предполагалось, что это позволит оптимизировать рынок, так как контроль за банками более серьезен и даст дополнительные доходы в бюджет. Однако дальше разговоров дело не пошло.
Рынок платежных терминалов сегодня действительно развивается очень бурно. Так, например, по всей России в 2013 году насчитывалось 220 тысяч небанковских платежных терминалов. По оценкам исследовательской компании J son & Partners Consulting, оборот этого сегмента рынка в целом по России в 2013 году составил около триллиона рублей, показав рост на 22 процента по сравнению с 2012 годом. А комиссия, заработанная владельцами платежных терминалов, составила в прошлом году около 60 миллиардов рублей.
Кстати
По данным опроса ВЦИОМ, главная причина отказа многих граждан активно пользоваться услугами платежных терминалов - в недоверии к ним. Население опасается, вовремя ли дойдут деньги, будет услуга оказана в полном объеме, не потеряются ли деньги в "сети". О своих опасениях на эту тему заявили 25 процентов опрошенных. На втором месте среди причин, по которым граждане не пользуются терминалами, их отсутствие поблизости (16 процентов). Интересно, что при этом высокая комиссия возмущала лишь 11 процентов принявших участие в опросе.