Александр Владимирович, начну с самой свежей новости. Малый бизнес и индивидуальных предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения, ждет финансовый удар. Готовы поправки в Налоговый кодекс, по которым "упрощенцев" и "вмененщиков" заставят платить налог на имущество организаций с кадастровой стоимости объектов недвижимости - офисов, ресторанов, парикмахерских, мастерских, магазинов. Что это означает?
Александр Бречалов: Внесенные поправки не были публично обсуждены, с ними не ознакомили предпринимательское сообщество. До сих пор Налоговый кодекс полностью освобождал от уплаты этого налога тех, кто использовал упрощенную систему налогообложения. Если поправки примут, то это приведет к дополнительным изъятиям из "кармана" малого бизнеса примерно 200 миллиардов рублей. Перемены коснутся 1,8 миллиона организаций , применяющих налоговые спецрежимы. Из них 350 тысяч малых фирм имеют в собственности здания, помещения, строения общей площадью 235 миллионов квадратных метров. Арендаторы недвижимости в свою очередь также вынуждены будут платить повышенную цену за помещения. Я направил первому заместителю председателя правительства Игорю Шувалову и помощнику президента Андрею Белоусову письмо, в котором предлагаю провести детальный анализ последствий для малого бизнеса этих новшеств.
В "ОПОРЕ" успели оценить уровень развития малых компаний в Крыму? Понадобятся ли им формы господдержки, на 2014 год из бюджета на поддержку малых компаний выделено несколько сотен миллионов рублей- в каком виде она может быть?
Александр Бречалов: В ближайшие дни мы организуем в Крым бизнес-миссию от "ОПОРЫ". Цель встретиться, обсудить инвестиционные проекты и те возможности для предпринимателей, которые существуют как на территории Крыма, так и в других регионах страны. Что касается выделения средств на поддержку, то я сторонник того, что первоочередным все-таки должен быть запрос на эти деньги, понятная программа , которая исходит от руководителей Севастополя и Крыма. Как и любой другой субъект РФ, они при этом защищают программы. То есть, если у нас, к примеру, Татарстан сегодня на развитие предпринимательства тратит более миллиарда рублей в год, он это обосновывает, и потом подтверждает эффективными результатами.
Какая ситуация сейчас среди наших индивидуальных предпринимателей? Почему, несмотря на новые законодательные меры по дифференциации страховых взносов, число ИП сокращается? В январе 2014 года из бизнеса ушли 10 тысяч ИП, они сейчас где - в " тени"?
Александр Бречалов: К сожалению, негативный тренд сохраняется. Люди регистрируются, но с регистрационного учета снимаются несколько больше. В прошлом году очень много времени потрачено впустую. Принятый закон о дифференциации взносов не оправдал себя. Хотя достаточно было просто извиниться за неудачный эксперимент, отложить тему страховых взносов. Динамика в сторону сокращения субъектов индивидуальных предпринимателей показывает, что "кривое" и не очень правильное компромиссное решение не удовлетворило граждан.
Можно спорить, какой процент из почти миллиона закрывшихся в прошлом году ИП сейчас работает " в тени" , а какой нет, но важно помнить о том, что этот миллион предпринимателей все же устраивал прежний фискальный платеж и они его платили в бюджет. Я думаю, что в ближайшее время мы снова будем инициировать поправки в законодательство о страховых взносах, но уже с очень детальной проработкой. Для этого имеем письменные аргументы из Ульяновской области, Екатеринбурга, Калуги. Статистика свидетельствуют, что разумное понижение фискальной нагрузки повышает объем платежей в бюджет.
Александр Владимирович, в этом году вы и актив "ОПОРЫ" встретились с тремя федеральными министрами - сельского хозяйства, промышленности и торговли, строительства и ЖКХ. О чем договаривались, чьи интересы защищали? Начнем с минсельзхоза.
Александр Бречалов: У бюджета перед малыми сельхозтоваропроизводителями долг по программе субсидирования процентных ставок почти 18 миллиардов рублей. В декабре 2013 года сумма задолженности была около 29 миллиардов. Почти 11 миллиардов рублей министерство погасило путем переброса из статей, где деньги были не востребованы, на статью поддержки. И есть стремление всю задолженность закрыть. Это, что называется, не про завтрашний день, а про вчерашний.
А про завтрашний?
Александр Бречалов: Конечно же, поддержка животноводства, молочной промышленности. За фермерами на селе важно сохранить их социальную функцию. У нас сейчас не только не развивается молочная отрасль, а идет отток трудоспособного населения из села, а это более серьезная беда. Ежегодно в России прибавляется по тысяче "мертвых" территорий. У нас около 19 тысяч сел, где живут менее 100 человек. И они находятся в катастрофически неконкурентных условиях с крупными игроками.
Много вопросов к Россельхозбанку и "Росагролизингу", этим закрытым структурам, которым поручены программы поддержки личных подсобных хозяйств, малых форм фермерских хозяйств. Выделено на это до 20 миллиардов рублей. Но программы мертвые. Недавно я был на Кубани, в деревне Крикуны, там живет полторы тысячи людей. Еще 5 лет назад люди содержали 500 коров. Сейчас там осталось пара коров. Личному подсобному хозяйству содержать, кормить и самое главное, реализовывать свой товар невозможно, нет инфраструктуры. По итогам отчетов Россельхозбанка и "Росагролизинга" и сравнения данных "ОПОРЫ" мы представим предложения в Счетную палату, в прокуратуру.
Вскоре начнет работу Агентство гарантий для малых компаний, депутаты уже в весеннюю сессию намерены проголосовать за этот закон - не возникнет ли здесь аналогичной опасности?
Александр Бречалов: В любых проектах, в которых участвует государство и выделяются деньги на поддержку бизнеса можно существенно снизить риск коррупции и воровства, или неэффективного использования этих средств путем простого механизма - общественного контроля. Я в него не просто верю, а вижу, как он в действительности работает И число граждан, которые на сайт "за честные закупки" ежедневно присылают информацию, растет. Городская дума Волгограда, которая вроде бы ратовала за ограничение стоимости покупки служебных автомобилей для чиновников, тут же покупает автомобили больше чем 3 миллиона каждый. Когда про это сообщают граждане, а деятельность чиновников прозрачна, им придется отвечать за тот или иной конкурс, трату, проект. Поэтому у меня нет переживаний по поводу контроля за деятельностью нового агентства. Его будет осуществлять ОПОРа России. Тем более одна из главных задач на 2014 год- это оценка эффективности программ господдержки. Мы об этом объявили в декабре, и сейчас этим занимаемся. Уже первый отчет по деятельности Росмолодежи есть.
Так это ваша работа - смена главы Росмолодежи?
Александр Бречалов: Мы не преследовали такую цель. А указывали на вопиющие нарушения при раздаче более 100 миллионов рублей в виде грантов молодым предпринимателям, которые по непонятным закрытым правилам распределялись, перечислялись на карточки, уведомлялись sms-ками. Но при этом мы не нашли ни одного живого предпринимателя, который эти деньги получил.
А в Агентстве гарантий для МП, какой механизм общественного контроля предусмотрен ?
Александр Бречалов: Две основные функции этого агентства, первое это контргарантии региональным гарантийным фондам, которые исчерпали свой лимит. Например, у Тюменской , Ульяновской областей заявок в два раза больше, чем их местный гарантийный фонд может обеспечить. Если агентство дало контргарантию Тюменскому фонду, то "ОПОРа" Тюменской области имеет и возможность, и право ежемесячно заслушивать руководителя , кому конкретно выдавались кредиты в банках под гарантии.
Кстати, а сколько вообще может воспользоваться деньгами этого фонда малых предпринимателей?
Александр Бречалов: На деньги фонда претендуют те, кто задействован в производстве, в инновационном бизнесе, их не так много. В целом, от 70 до 80 тысяч компаний по стране.
Полностью интервью читайте в "Российской бизнес-газете"