В здравоохранении наиболее популярна идея создания фармацевтических кластеров. Их уже создано не менее десятка. Все они - предмет гордости для местных властей, мечтающих поднять экономику своего региона. Для фармкомпаний это возможность доступа к административному ресурсу для привлечения внимания к насущным проблемам бизнеса, вплоть до обеспечения доступа к государственным закупкам. Однако получит ли в результате их деятельности пациент лекарственный препарат по цене ниже той, которая формируется при прямом импорте? Скорее всего, нет. Тут работает простая экономическая закономерность - чем меньше партия продукта, тем она дороже. Российские заводы производят свою продукцию под локальный спрос, а, следовательно, партии произведенных лекарств будут иметь не столь большой объем.
Тем не менее объединение в единую экономическую зону нескольких предприятий, занимающихся производством, разработкой, сбытом лекарственных препаратов, - дело политически и экономически выгодное для государства. Многие иностранные фармкомпании локализуют свое производство в рамках таких кластеров, де-юре становясь отечественными компаниями. А значит, растет налоговая база, создаются новые рабочие места, осуществляется трансфер современных технологий.
Но есть и аргументы против: подавляющее большинство зарубежных инвесторов, осознают нецелесообразность трансфера в Россию инновационных технологий и научных разработок. Кроме того, вполне возможно, что потребности фарминдустрии в больших производственных мощностях в ближайшие 10 лет снизятся. Ведь вслед за медициной фармация постепенно становится персонализированной, появляется все больше лекарственных препаратов под индивидуальные особенности человека.
Тем не менее перспективы развития фармацевтической индустрии связаны с ее инновационной ориентацией. Поэтому важно локализовать в России не стены и оборудование, а патенты и технологии. Стратегически оценить перспективу мирового спроса на лекарственные препараты и содействовать осуществлению инвестиций именно в такие проекты. Конкурентоспособное и успешное фармпроизводство можно создать только тогда, когда потребность в его препаратах есть и за пределами страны, где находится завод. Такая стратегия обеспечивает успех.
Еще одна интересная для инновационного развития форма - бизнес-инкубаторы, которые позволяют собрать "под одной крышей" много бизнес-проектов на стадии идей, чтобы помочь им реализоваться. Обычно бизнес-инкубаторы охватывают сразу несколько секторов экономики. Большое количество бизнес-идей, их разноформатность усложняет процедуру валидации, одобрения и поддержки. Тут важно определить, где именно должен быть фильтр, который сможет правильно отсеять идеи, которые априори являются нереальными. Во главу угла должна быть поставлена именно ориентация проекта на бизнес. Так как система здравоохранения в России пока в основном государственная, собственно медицинские проекты в таких инкубаторах - не столь частые. Но для фармацевтической индустрии это просто кладезь возможностей. В таких бизнес-средах лучше всего чувствуют себя проекты, которые пытаются окрепнуть на стыках секторов, например, IT, управленческие программы, моделирование и т.д. В России пока есть один такой инкубатор, который входит в биофармкластер "Северный" в городе Долгопрудном Московской области.
К плюсам этой формы инновационной деятельности относится поддержка неокрепших стартапов от предоставления помещений для проектной работы до привлечения инвестиций. Однако сфера приложения только что родившегося бизнеса весьма ограничена - здравоохранение России недофинансировано, и любые инновации в нем принимаются крайне сложно. Поэтому и здесь важно ориентировать бизнес-проекты на мировой спрос.
Большие перспективы есть и у венчурных фондов. Они могут существовать как в виде собственно фондов, так и корпораций и даже частных бизнес-ангелов. Корпоративные фонды, действующие как независимые инвесторы, являются ключевой силой на рынке. Однако их активность находится в прямой зависимости от рыночной конъюнктуры и не определяется стратегическими задачами развития отрасли.
Сегодня в России есть и венчурный капитал, полностью представляющий государственный интерес. Это государственные
венчурные фонды инвестиций, самым активным среди них является фонд "Сколково". Самым незначительным по рыночной доле остаются венчурные вложения бизнес-ангелов, хотя этот вид инвестирования активно развивается в России.
В последние годы государство повышает свою роль в поддержке инноваций в стране. Появление кластеров, фондов, инкубаторов - следствие такой поддержки, в том числе и политической. Как ни странно, сейчас критики такого подхода больше, чем понимания. Конечно, пока времени прошло не так много, чтобы делать однозначные выводы. Но у других стран получилось. Почему не должно получиться у нас?
Марина Шилкина, директор Департамента внебюджетных инвестиционных проектов Минрегиона России:
- В 2013 году, несмотря на ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, удалось сохранить объемы инвестиций в России на достигнутом уровне: индекс составил 99,8%, при этом рост инвестиционной активности отмечен в 43 субъектах РФ. Объем инвестиций в основной капитал по итогам года составил 13 255,5 млрд рублей, то есть 19,9 % от ВВП.
Для подготовки и реализации долгосрочных внебюджетных инвестиционных проектов, находящихся на ранних стадиях проработки, в 2013 году сформирована Межведомственная рабочая группа по повышению инвестиционной привлекательности субъектов РФ. За год на рассмотрение рабочей группы поступило 516 заявок от 71 субъекта РФ по инвестиционным проектам на сумму 455,414 млрд рублей. Для эффективного осуществления полномочий Минрегиона России и реализации комплексной инвестиционной политики при участии партнерской сети WAIPA, в которую входит 244 агентства из 162 стран, было также создано Национальное инвестиционное агентство. Это позволит организовать продвижение интересов российских компаний за рубежом, в первую очередь в странах - членах WAIPA, наладить прямые коммуникации с международным инвестиционным сообществом, адаптировать региональные инвестиционные проекты к международным стандартам, проводить специализированные тренинги для регионов.
Андрей Никитин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив:
- Инновации в медицине и фармакологии - это ключевое направление, в которое нужно вкладывать силы и средства, если мы действительно хотим построить страну, в которой хочется жить, создавать свой бизнес и растить детей.
В 1990-е годы мы потеряли почти весь рынок медицинского оборудования - его объем сократился в 40 раз. И сегодня мы более чем в 50 раз уступаем западным странам по уровню производства фармацевтических препаратов на душу населения. Но в последние годы ситуация начала меняться: создаются инновационные территориальные кластеры, на базе которых мы сможем обучить новую генерацию специалистов, обладающих всеми нужными в современных условиях знаниями и умениями. АСИ также занимается поддержкой проектов в этой сфере. Один из таких проектов - научно-образовательный центр "ТПУ-Р-Фарм", открытый в 2012 году в Томске. Там уже готовят специалистов для инновационной фармацевтической и биотехнологической промышленности. Мы хотим cмоделировать процесс подготовки специалистов мирового уровня, которые будут готовы к глобальной конкуренции. На мой взгляд, этот проект во многом поменяет систему образования в России.
Евгений Куценко, старший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ:
- Территориальные кластеры позволяют объединить в регионах наиболее конкурентоспособные и активные организации. И это не только крупнейшие фирмы, но и малый и средний бизнес, ведущие образовательные и научные учреждения, инновационная инфраструктура, местные органы власти, различные бизнес-ассоциации и пр.
Кластер не предполагает "жесткую" интеграцию. Речь идет о согласовании стратегий, поиске общих проблем и интересов, анализе перспектив долгосрочного развития, разработке взаимовыгодных совместных проектов. Среди таких проектов могут быть как развитие общей инновационной инфраструктуры (например, центр коллективного пользования), так и элементы совместной маркетинговой стратегии (напрример, общий бренд кластера в дополнение к брендам организаций-участников). А также организация консорциума для закупок/продаж или совместных исследований и разработок.
Юрий Мочалин, директор по корпоративным связям и работе с государственными органами "АстраЗенека Россия":
- Уже несколько российских регионов добились успехов в создании условий для развития наукоемких и инновационных производств.
Создание инфраструктуры для развития инновационной научно-исследовательской деятельности - более сложный процесс. Создание научного кластера предполагает наличие научной среды, где одновременно присутствуют сильная академическая наука, фармацевтические и биотехнологические компании, а также венчурные инвесторы. Формирование таких успешных кластеров в мире заняло несколько десятилетий. В России формирование научных центров возможно в регионах, где уже заложены сильные научные традиции. И это не только Москва и Санкт-Петербург, но и Новосибирск, и Калужская область, в частности, первый наукоград Обнинск. Мы высоко оцениваем работу администрации Калужской области по построению инновационной инфраструктуры региона и намерены продолжать свои инвестиции не только в создание высокотехнологичного фармпроизводства, но и в развитие научных исследований.