Вступивший в силу с 1 января 2014 года закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не только сохранил преференции, имевшиеся в предыдущем регламентировавшем госзакупки законе, но и ввел новые. Во-первых, это применение в ряде случаев национального режима, ограничивающего допуск в систему госзакупок иностранной продукции. Такой режим, согласно закону, может применяться для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей.
Во-вторых, при определении поставщиков заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в установленном правительством порядке и в соответствии с утвержденными им же перечнями товаров, работ и услуг.
Кроме того, заказчики обязаны закупать у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не менее 15% совокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн рублей. К своего рода преференции можно отнести и положения закона о закрытых способах определения поставщиков при закупках, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, и в некоторых других случаях. Поставщики, имеющие право участвовать в таких закупках, получают определенное преимущество на рынке.
Отдельные виды преференций содержатся в положениях закона, регламентирующих закупки у единственного поставщика, то есть, по сути, при произвольном выборе государственным или муниципальным заказчиком фирмы-продавца. У единственного поставщика можно осуществлять закупки лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии. Заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов на сумму, не превышающую 200 тыс. рублей. Но при осуществлении такой закупки лекарственных препаратов предметом одного контракта не могут являться лекарства, предназначенные для назначения двум и более пациентам, что создает определенные трудности госзаказчикам.
Если госзаказчик устанавливает требование об обеспечении исполнения контракта (а в ряде случаев он не только имеет право, но и обязан это делать), то преимущество получают государственные или муниципальные казенные учреждения, к которым эти положения закона не применяются.
В ряде случаев на федеральном уровне могут устанавливаться особые условия осуществления госзакупок, в том числе в части преференций. Так, минэкономразвития разработало проект приказа о преференциальном допуске к госзакупкам ряда товаров, произведенных в странах ТС, в том числе фармпрепаратов, продуктов медицинских химических и продуктов лекарственных растительных. Согласно проекту, поставщикам, предлагающим товары российского, белорусского или казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15%.
Российский опыт предоставления преференций отдельным группам поставщиков не уникален. В той или иной мере протекционизм и поддержку отдельных групп производителей в системе госзакупок используют большинство стран мира. Уровень преференций, чаще всего ценовых, колеблется от 5-10 до 20 %. Как и в России, одним из самых распространенных случаев является поддержка малого бизнеса.
Иногда протекционистские меры запрещают закупать зарубежную продукцию, если внутри страны производится аналогичная, или обязывают иностранные фирмы заключать договоры субподряда с местными фирмами, либо поставлять продукцию через них. Часто оказывается поддержка сельхозпроизводителям, а также, как и в России, организациям инвалидов и учреждениям пенитенциарной системы. Распространено также стимулирование наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики.
В ряде стран есть преференции, не встречающихся в российской практике. Например, в США определенные преимущества, в том числе через систему квот, получают предприятия, возглавляемые женщинами, и предприятия, в которых работают представители национальных меньшинств.
В целом, международный и российский опыт показывают, что преференции при госзакупках должны носить взвешенный, сбалансированный характер. Они не должны позволять отдельным категориям поставщиков приобретать иждивенческие ожидания или приводить к монополизации некоторых сегментов отраслевых и локальных рынков. Такие негативные последствия влекут за собой падение качества поставляемой для государственных и муниципальных нужд продукции и необоснованное завышение цен, а также стагнацию отдельных отраслей экономики и потерю их конкурентоспособности.