Сроки переходного периода в Крыму могут быть сокращены

Крым сегодня одно большое предвкушение. Весны - когда начинает цвести персик и воздух наполняется сладковатым ароматом. Наплыва туристов - в преддверии майских праздников. И экономических перемен.

Они уже начались. Гостей на полуострове прибавилось, оживился средний и малый бизнес.

А еще крымчане виртуозно освоили валютный счет. Курсы переводят моментом! Гривна, рубль, евро, доллар - в любых сочетаниях.

- А как же иначе? - удивляется Богдан, владелец небольшого магазина. С ним мы оказались за соседними столиками во время завтрака. - Курс рубля к доллару более выгоден. Поэтому часть дохода многие держат в иностранной валюте. Да и привычка еще осталась - те, кто уезжал на заработки в Россию, привозили доллары.

Богдан не верит, когда я говорю, что в России уже давно привыкли копить в той валюте, в которой потом надо будет тратить. То есть в рублях. А "загашник" в евро и долларах в основном держат для поездок за границу.

Курс украинской валюты пока довольно жестко привязан к российской - за одну гривну дают в среднем 3,8 рубля. При этом платить рублями уже можно везде, но сдачу пока таксисты и торговля предпочитают выдавать украинскими дензнаками, чтобы избавиться от гривен. Это надо учесть тем, кто соберется в Крым на майские праздники или на летний отдых. Власти Крыма ориентируют на то, что украинскими деньгами можно будет расплачиваться до 2016 года. Однако не исключают, что сроки переходного периода могут быть сокращены. Все будет зависеть от конкретной ситуации на полуострове, от того, какими темпами будут выполняться планы по выводу гривен из оборота.

Но цены в рублях уже поползли вверх. Особенно это заметно по дороге из Симферополя на ЮБК - знаменитый Южный берег Крыма. Таксист, который подвозил меня до автовокзала, жаловался: совсем недавно его любимая пачка сигарет стоила 20 рублей, теперь - 30. Правда, хлеб пока цену держит старую. Зато таксисты очень надеются, что с вхождением Крыма в состав России на полуострове подешевеет бензин. Пока цены на топливо, мягко говоря, велики - литр 92-го в среднем обойдется в 13 гривен (около 49 рублей). А 95-й стоит уже около 53 рублей за литр...

- На заправках, которые связаны поставками с Украиной, уже очереди либо бензина нет, - делится наблюдением Тимур. - Но, к счастью, так не везде.

Ажиотажа и очередей я действительно не заметил. На бензоколонках от силы встречается по нескольку машин - это мне стало ясно во время поездки в Ялту. А потратить бензин здесь придется! Дорога от Симферополя до побережья более 60 километров через перевалы, с крутыми поворотами и затяжными спусками. Но сама трасса оставила очень неплохое впечатление.

Во-первых, несмотря на весну, на ней не так уж много следов ямочного ремонта, которым частенько любят латать дыры дорожники. И еще само окружение! С одной стороны, великолепно сделанные на каждом уклоне так называемые ливневки - канавы вдоль края полотна, по которым в плохую погоду стекает вода. Водители в разговоре со мной признались, что затопление асфальта из ряда вон выходящий случай. С другой стороны - полосы торможения. Представьте такую форс-мажорную ситуацию, когда вы спускаетесь с перевала и вдруг у вас отказывают тормоза! На этот случай на трассе от Симферополя до Ялты предусмотрены специальные "карманы" - длинные полосы асфальта, уходящие на 100 - 150 метров круто наверх и тормозящие автомобиль.

Во-вторых, инфраструктура. По трассе много кафе и бензозаправок. Чем ближе к ЮБК, тем больше встречается мест, где можно и поесть, и переночевать. Хотя смысл? От столицы Крыма до побережья не больше двух часов езды на маршрутном такси, за которые надо будет отдать 30 гривен (немногим больше 100 рублей). И близко, и недорого. Если, конечно, вас не привлекут отели рядом с поворотом на знаменитую Массандру.

Комментарий

Никита Масленников, советник Института современного развития:- Рост цен в Крыму - это естественный процесс. Сказались инфляционные ожидания, связанные с будущим значительным ростом доходов крымчан. Ведь уже в ближайшее время пенсии и зарплаты бюджетников вырастут до среднероссийского уровня. Ну раз пенсии и зарплаты российские, то и цены тоже.

Кроме того, в Крым уже поступили первые транши из России, которые составили более 14 миллиардов рублей. Сказался еще так называемый эффект округления цен, с которым знакомы многие европейские экономики при переходе на евро. За счет пересчета ценников и округления стоимости товаров в новой валюте происходит инфляционный подскок. В Крыму эти два явления наложились друг на друга. Сгладить эти эффекты поможет выбранная минфином стратегия плавного перехода на рубль и более растянутого приближения крымских доходов к общероссийскому уровню. Если это сделать одномоментно, то можно получить очень серьезный инфляционный эффект, который негативно отразится на всей России.

Теперь об экономике. Есть основания предполагать, что если в течение года-двух Крым выйдет на режим финансовой обеспеченности, то он сможет стать донором для всей России. Надо соблюсти только одно условие - развитие Крыма нельзя рассматривать в отдельности от всего российского Причерноморья. При разработке программы "территории опережающего развития" его надо подтянуть ко всему Причерноморью, в первую очередь к Краснодарскому краю.

Что может нам дать регион помимо туризма? В Крыму можно вывести на новый уровень промышленность, транспорт, торговый сектор и услуги. Например, есть перспективы в области восстановления ремонтных баз, на основе которых могут быть созданы судостроительные мощности. А это прекрасное будущее для прогулочных и экскурсионных судов. Если решится проблема регулярного водоснабжения, можно говорить и об аграрном развитии в степной зоне Крыма. Аж вчетверо могут быть увеличены площади крымских виноградников. Есть неплохие перспективы и у обрабатывающих производств.

Подготовила Елена Домчева