В Кургане модернизировали первый троллейбус

По улицам Кургана начал курсировать "умный" троллейбус. Внешне модернизированная машина не изменилась, поэтому рядовой пассажир вряд ли заметит новации. Зато их можно ощутить, проехав по маршруту. Ход троллейбуса стал более плавным, нет резких рывков при начале движения или торможении. Если же на линии внезапно отключится электричество, а это в Кургане случается нередко, модернизированная машина сможет проехать 500-600 метров на аккумуляторах.

Новация заключена в микропроцессорной системе управления - компактной черной коробочке размером чуть больше системного блока персонального компьютера. Это отнюдь не ноу-хау курганцев - подобные узлы давно и успешно применяются в ряде регионов России. Главное достоинство микропроцессора - способность экономить до 30 процентов электроэнергии. Ради этого, собственно, и затевалась модернизация: по словам директора МУП "Городской электротранспорт" Сергея Кудрова, один троллейбус за день работы в среднем "съедает" электроэнергии на 2,5 тысячи рублей, а новое устройство позволяет сократить траты почти на 500 рублей. Кроме того, "коробочка" полностью заменила шесть различных механизмов, с помощью которых раньше осуществлялось управление машиной. Стоил этот комплект свыше 200 тысяч рублей, занимал много места и к тому же часто ломался, приходилось тратиться на ремонт и запчасти. Теперь лет на пять можно забыть о проблемах.

Жаль, что повезло пока только одному троллейбусу, остальные 53 машины, которыми располагает парк, будут ждать модернизации довольно долго. По современным меркам микропроцессор стоит вроде и не слишком дорого - чуть более 500 тысяч рублей, но для МУП это большие деньги.

Городской электротранспорт в последнее время находится в бедственном положении: терпит убытки и погряз в многомилионных долгах за электроэнергию. На этом фоне периодически возникают разговоры о ликвидации муниципального предприятия или его передаче в частные руки. Сторонники такого решения ссылаются на непопулярность "рогатых": в прошлом году количество перевезенных пассажиров снизилось на 38 процентов. Энергетики за долги зимой даже ограничили подачу электроэнергии, из-за чего два микрорайона Кургана остались без троллейбусов. Городской Думе пришлось срочно изыскать три миллиона на частичное погашение долга. Это при том, что МУП получает дотацию из городской казны на возмещение межтарифной разницы за каждого перевезенного пассажира. По словам руководителей предприятия, экономически обоснованный тариф на проезд в троллейбусе - 19 рублей 88 копеек, а билет стоит 12 рублей. В 2014 году в бюджете на покрытие этой разницы предусмотрено 24 миллиона рублей.

Защитники "рогатых" приводят свои доводы. Во-первых, троллейбус остается самым дешевым видом общественного транспорта в Кургане, например, в автобусе билет стоит 15 рублей. Во-вторых, экологически чист. Но самый веский аргумент - областной центр с населением более 300 тысяч человек обязан иметь альтернативные виды транспорта. Если уж нет в Кургане трамваев, то надо сохранить хотя бы троллейбусный парк.

Заметим, несколько лет назад подобная дискуссия разгорелась в Тюмени, где в результате троллейбусное движение ликвидировали. Бюджет получил существенную экономию средств, несколько разгрузились городские магистрали. Вот только пассажиры от реформы общественного транспорта не выиграли: жаловаться на его плохую работу тюменцы стали даже чаще.

компетентно

Андрей Жижин, заместитель руководителя администрации Кургана:

- Конечно, в современных условиях троллейбусам трудно конкурировать с автобусами частных перевозчиков: велики затраты на электроэнергию и обслуживание. Но наше муниципальное предприятие старается использовать все возможности, чтобы сделать эксплуатацию троллейбусов более экономичной, а работу электротранспорта более удобной для пассажиров. Посмотрим, насколько эффективным окажется новое устройство, какую даст экономию, потом будем распространять опыт.