В мире уже давно отработаны технологии, которые позволяют не просто давать знания, но и давать их более эффективно. НМП сейчас работает над системой непрерывной дистанционной профессиональной переподготовки. Мы считаем очень важным проведение пилотного образовательного проекта для участковых врачей-терапевтов, педиатров и врачей общей практики. Смысл проекта - облегчить получение знаний с помощью использования дистанционных методов обучения, причем персонифицированных. Мы знаем, в каком состоянии находится первичное звено, врачи которого перегружены работой. Повышать профессиональный уровень необходимо, но это не должно стать каторгой для врача, если он работает на две ставки с утра до ночи. Необходимо создать такую систему, чтобы она не усложняла, а, наоборот, облегчала их жизнь. Существует и еще одна проблема: новой информации в медицине целый вал, она обновляется очень быстро. Врачи не успевают ее освоить. Мне кажется, персонифицированное дистанционное обучение позволит заполнить и эти пробелы. Без отрыва от работы, от практики врачи смогут получать свежие данные, обоснованные рекомендации, которые можно применять в практике.
Приведу простой пример. В районном городке Липецкой области я заехал в фельдшерско-акушерский пункт. Там вела прием врач общей практики. У нее на столе стоял компьютер. Осматривая больного, она одновременно получала консультацию из областной больницы. И такая картина сегодня не редкость. Доктор говорила мне, что с удовольствием получала бы новые знания с помощью онлайн-технологий. А вместо этого она должна поехать на повышение квалификации, оторваться от семьи, да еще и за курс надо заплатить 8 тыс. рублей, а денег нет. Система дистанционного обучения позволит облегчить получение новых знаний, и по этому пути надо идти. Кроме того, мы считаем, что врач должен учиться не один раз в пять лет, а постоянно. Поэтому выступаем за введение накопительной системы баллов для врача, которые будут использованы им при получении квалификационной категории и при сертификации. На Западе эта система работает: врачам, которые постоянно ездят на конференции, семинары, выступают с докладами, пишут статьи, государство платит за это. Потому что понимает: чем более образован доктор, тем лучше будет пациентам.
Компании-производители нередко предлагают такие формы повышения профессионального уровня, как организация обучающих семинаров, конференций, вебинаров. Я ни разу не слышал, чтобы производитель делал презентацию своего препарата и сказал бы, что он плохой. Всегда надо внимательно относиться к этой информации, но сравнивать с другими препаратами или просить достоверных различий. Как-то я проводил актив медработников на одной из территорий, и ко мне пришла записка. Она была написана на рекламном листке конкретного препарата. Я думаю, что если фирмы пытаются использовать прямые контакты с врачами, чтобы навязывать свой препарат, это некорректно и недопустимо. Я - за конференции, на которых обсуждают проблемы лечения, но врачи должны делать выбор сами. Я поддерживаю нормы закона, которые регламентируют общение фармпроизводителей с сотрудниками медучреждений. На врача не должно оказываться никакого давления.
Ольга Авдошина, генеральный директор компании "Мерц Фарма":
- Темп нашей жизни диктует необходимость непрерывного образования и расширения компетенций в любой профессии. Меняется подход в терапии: медицина становится все более персонифицированной, на первое место выходит качество жизни пациентов. Поэтому врач должен иметь постоянный доступ к новой информации - научным исследованиям, успешному опыту других врачей. Эти знания лежат даже не в плоскости профессиональной востребованности, они необходимы для эффективного лечения, которое сохраняет самое дорогое, что есть у человека, - жизнь. Мы, как фармкомпания, несем ответственность за эффективность и безопасность своих препаратов. Поэтому не можем подвести врача, который использует наши разработки в лечении, должны обеспечить его всей полнотой информации. Безусловно, подобное профессиональное взаимодействие возможно лишь с соблюдением высоких этических стандартов в строгом соответствии с действующим законодательством. Ведь у нас общая цель - здоровье пациента, и мы должны говорить на одном языке, быть уверены друг в друге. Только в этом случае возможна необходимая пациенту помощь.
Карин Оттер, медицинский директор "АстраЗенека Россия":
- Непрерывное повышение профессионального уровня работников системы здравоохранения является неотъемлемым условием модернизации российского здравоохранения. Ускоряющиеся темпы развития медицины диктуют новые требования к профессиональным знаниям работников здравоохранения, повышают значимость эффективных коммуникаций. Ключевую роль в развитии системы непрерывного образования врачей играет государство. Однако нельзя недооценивать и тот вклад, который вносят фармацевтические компании в эту область, информируя специалистов здравоохранения о новейших медицинских и научных разработках.Высока значимость в этом работы медицинских представителей. Но для эффективного распространения актуальной научной информации мы используем весь спектр многоканальных коммуникаций: мобильные, видео- и телекоммуникации, цифровые технологии и многое другое. Это касается как дистанционного общения, научных мероприятий, так и взаимодействия в рамках визитов медицинского представителя. Цифровые технологии значительно облегчают восприятие сложной научной информации в рамках короткого визита.