По сути это обман потребителя, подрывающий доверие к рекламе в целом, считает автор законопроекта депутат "Справедливой России" Михаил Сердюк. И приводит пример, когда по телевидению или на интернет-странице изображается роскошный автомобиль по цене "от 400 000 рублей..." во всей красе. На рекламной картинке потенциальный покупатель видит и систему мультимедиа, и навигационную систему, и панорамную крышу кузова с люком, и "автомат" с полным приводом, и понравившийся ему экстерьер, и цвет по вкусу.
Но когда гражданин приходит за покупкой, соблазнившись такой рекламой, то узнает, что фактическая цена оказывается на несколько сотен тысяч рублей выше, так как "изображение не относилось к той базовой комплектации, что стоила "от 400 000 рублей".
Сердюк сравнивает подобный недобросовестный рекламный прием с виртуальными аукционными торгами, где товар изначально продемонстрирован с одной ценой, а потенциальным покупателям "предложено начать аукционные торги по представленному товару с другой, более высокой стартовой цены". "Тем же грешат и рекламные баннеры на улицах и в Интернете.
При этом далеко не всегда есть хотя бы пояснения в сносках либо приписка трудно читаемым мелким шрифтом о том, что демонстрируемая модель (комплектация) автомобиля и его заявленная на изображении цена друг с другом никак не связаны", - отмечается в пояснительной записке к законопроекту, размещенному в электронной базе Госдумы.
Объясняя актуальность своей инициативы, автор ссылается на правительственные решения "в сфере усиления добросовестности рекламы в таких важных секторах экономики России, как автомобильная промышленность и автомобильный рынок".
Эта задача в условиях Всемирной торговой организации приобретает особое значение. Депутат от партии "Справедливая Россия" Михаил Сердюк утверждает, что подготовленный им законопроект, поможет лучше защитить потребителей, позволит предотвратить материальные потери, а также психические и моральные травмы людей, поверивших недобросовестной рекламе. И не даст разного рода мошенникам возможности нажиться "на свойственной человеку доверчивости и недостаточности массового опыта или чувства покупательской осторожности".
В упомянутом законопроекте уточняются требования к рекламе автотранспортных средств с картинкой их внешнего вида: она не должна создавать впечатление о том, что демонстрируемое изображение соответствует указанной на нем покупной цене; содержать благодарности физическим или юридическим лицам в связи с приобретением конкретной модели автомобиля; создавать впечатление о преимуществах технических характеристик транспортных средств исключительно путем ссылки только на факт проведения различного рода испытаний и технических тестов.