Многие слышали модный термин "устойчивое развитие", но мало кто знает, что это такое. Именно этой сложной тематике был посвящен круглый стол "Устойчивое развитие Нижегородской области: современные вызовы". В мероприятии, организованном фондом "Устойчивое развитие Нижегородской области" и НИУ "Высшая Школа Экономики", приняли участие известные ученые, занимающиеся данной проблематикой, а также специалисты в области реализации инфраструктурных проектов развития на территории регионов.
"Какая устойчивость нам нужна?" - именно с этого фундаментального вопроса стартовал круглый стол. Тему раскрыл профессор кафедры государственного и муниципального управления НИУ "Высшая школа экономики" Александр Царьков. Он предложил собравшимся представить себя в роли футурологов, и поразмышлять о различных мировых моделях устойчивого развития. Особый интерес вызвала та часть доклада, в которой профессор Царьков описал фундаментальные принципы колебательной устойчивости или "устойчивости маятника" - доминирующей на сегодняшний день модели развития мировой экономики, главным идеологом которой являются США.
- Пропагандируемая американцами колебательная модель устойчивости подразумевает взлеты и кризисы, этой моделью движут два фундаментальных психологических фактора: жадность и ссудный процент, - подчеркнул Царьков. - Современная западная модель - это экономика крысиных нор, где крысиные норы - это офшоры. Чтобы не угодить в "крысоловку ростовщиков", где крупные крысы пожирают мелких, необходимо развивать реальный сектор. А для этого нужны качественные стратегии территорий.
Устойчивое развитие территорий в современных условиях профессор Царьков сравнил с движением канатоходца, где сам канатоходец - это правительство, а канат - это стратегия развития. Чем толще канат, тем проще идти вперед.
Доктор социологических наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук НИУ "Высшая школа экономики" Дмитрий Шпилев поделился опытом решения проблем непрерывного устойчивого развития регионов на примере Германии, а именно территорий бывшей ГДР. Он подчеркнул, что стратегия развития восточных немцев поначалу была выстроена в точности как у немцев западных. Однако никаких качественных сдвигов добиться не удавалось. В итоге был изобретен уникальный гибрид, который учитывал особенности социалистической системы. Причем это стало применяться не только на территориях бывшей ГДР, но и по всей Германии. Модель включала в себя увеличение доли социальной ответственности с такими, казалось бы, социалистическими анахронизмами как "продленка в школах" и "детские сады" для того, чтобы немецкие женщины могли работать и делать карьеру. Эксперимент в итоге оказался успешным.
Татьяна Потапова, кандидат философских наук, директор Центра дополнительного образования педагогического университета имени Минина инициировала дискуссию на тему модернизации педагогического образования как ключевого фактора устойчивого развития региона.
- Сейчас большинство родителей ведут ребенка в детский сад и школу с ощущением того, что сдают их в камеру хранения, а должны вести их туда, словно в банк в ожидании дивидендов, - подчеркнула спикер.
Далее она рассказала о ряде образовательных инноваций будущего. Самой интересной оказалась "педагогическая интернатура", где по аналогии с "интернами-медиками" студенты педагогических вузов в течение года проходили бы стажировку в школах, будучи прикрепленными к конкретным учителям.
В целом участники дискуссии отметили: "для того, чтобы решать проблему, ее нужно сначала четко понимать", имея в виду, что информированность населения о проблемах устойчивого развития крайне низка. Присутствующие на круглом столе социологи предложили провести социологический опрос на тему устойчивого развития региона, и он будет проведен в самом ближайшем будущем.