В Нижнем Новгороде обсудили проблемы устойчивого развития территорий

В Нижнем Новгороде состоялся круглый стол, посвященный проблемам устойчивого развития территорий.

Многие слышали модный термин "устойчивое развитие", но мало кто знает, что это такое. Именно этой сложной тематике был посвящен круглый стол "Устойчивое развитие Нижегородской области: современные вызовы". В мероприятии, организованном фондом "Устойчивое развитие Нижегородской области" и НИУ "Высшая Школа Экономики", приняли участие известные ученые, занимающиеся данной проблематикой, а также специалисты в области реализации инфраструктурных проектов развития на территории регионов.

"Какая устойчивость нам нужна?" - именно с этого фундаментального вопроса стартовал круглый стол. Тему раскрыл профессор кафедры государственного и муниципального управления НИУ "Высшая школа экономики" Александр Царьков. Он предложил собравшимся представить себя в роли футурологов, и поразмышлять о различных мировых моделях устойчивого развития. Особый интерес вызвала та часть доклада, в которой профессор Царьков описал фундаментальные принципы колебательной устойчивости или "устойчивости маятника" - доминирующей на сегодняшний день модели развития мировой экономики, главным идеологом которой являются США.

- Пропагандируемая американцами колебательная модель устойчивости подразумевает взлеты и кризисы, этой моделью движут два фундаментальных психологических фактора: жадность и ссудный процент, - подчеркнул Царьков. - Современная западная модель - это экономика крысиных нор, где крысиные норы - это офшоры. Чтобы не угодить в "крысоловку ростовщиков", где крупные крысы пожирают мелких, необходимо развивать реальный сектор. А для этого нужны качественные стратегии территорий.

Устойчивое развитие территорий в современных условиях профессор Царьков сравнил с движением канатоходца, где сам канатоходец - это правительство, а канат - это стратегия развития. Чем толще канат, тем проще идти вперед.

Доктор социологических наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук НИУ "Высшая школа экономики" Дмитрий Шпилев поделился опытом решения проблем непрерывного устойчивого развития регионов на примере Германии, а именно территорий бывшей ГДР. Он подчеркнул, что стратегия развития восточных немцев поначалу была выстроена в точности как у немцев западных. Однако никаких качественных сдвигов добиться не удавалось. В итоге был изобретен уникальный гибрид, который учитывал особенности социалистической системы. Причем это стало применяться не только на территориях бывшей ГДР, но и по всей Германии. Модель включала в себя увеличение доли социальной ответственности с такими, казалось бы, социалистическими анахронизмами как "продленка в школах" и "детские сады" для того, чтобы немецкие женщины могли работать и делать карьеру. Эксперимент в итоге оказался успешным.

Татьяна Потапова, кандидат философских наук, директор Центра дополнительного образования педагогического университета имени Минина инициировала дискуссию на тему модернизации педагогического образования как ключевого фактора устойчивого развития региона.

- Сейчас большинство родителей ведут ребенка в детский сад и школу с ощущением того, что сдают их в камеру хранения, а должны вести их туда, словно в банк в ожидании дивидендов, - подчеркнула спикер.

Далее она рассказала о ряде образовательных инноваций будущего. Самой интересной оказалась "педагогическая интернатура", где по аналогии с "интернами-медиками" студенты педагогических вузов в течение года проходили бы стажировку в школах, будучи прикрепленными к конкретным учителям.

В целом участники дискуссии отметили: "для того, чтобы решать проблему, ее нужно сначала четко понимать", имея в виду, что информированность населения о проблемах устойчивого развития крайне низка. Присутствующие на круглом столе социологи предложили провести социологический опрос на тему устойчивого развития региона, и он будет проведен в самом ближайшем будущем.