Как эти и другие поправки, внесенные в 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности", повлияют на подходы к выявлению резервов экономии и снижению издержек в регионах? Поправки в первую очередь касаются проведения энергоаудита и разработки программ сбережения топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Пока здесь проблем больше, чем достижений. Значительная часть региональных программ, утвержденных на 2010-2015 годы, оказались формальными. По этой причине не все регионы СЗФО получили на их реализацию в качестве софинансирования федеральные деньги. А энергопаспорта из-за низкого качества исполнения в массе своей получились "пустышками".
В 2011-2013 годах из госказны на реализацию региональных программ энергосбережения направлено свыше 16,6 млрд руб. В 2011-м получателями федеральных субсидий стали 55 субъектов РФ, в их числе три региона Северо-Запада, а самый крупный "транш" в 0,5 млрд достался Татарстану. В 2012-м отбор заявок прошли 36 субъектов РФ, из них только два - из СЗФО, в 2013-м - 28 регионов страны, в том числе пять из СЗФО. А Мурманская область наряду с Тамбовской и Татарстаном попала в лидеры по размерам финансирования, на их долю пришлась почти четверть от всего объема выделенных федеральных субсидий.
Мурманские власти, как сообщил региональный министр энергетики и ЖКХ Владимир Гноевский, большую часть выделенных средств направили на финансирование 25 энергоэффективных проектов в 18 муниципалитетах. Ожидается, что модернизация системы теплоснабжения, замена уличного освещения на светодиодное и другие мероприятия в перспективе позволят экономить около 125 млн руб. в год. Архангельские власти использовали федеральную поддержку для привлечения частных инвестиций в перевооружение коммунальной энергетики: заключили соглашения с инвесторами на 2,5 млрд руб. на перевод около 100 котельных на биотопливо.
Тем же, кто ни разу не получал субсидии, собственных средств на выполнение планов, естественно, не хватило. В результате ощутимого снижения энергоемкости экономики кампания по ресурсосбережению не принесла. И не могла принести, о чем в свое время предупреждала коллег по СЗФО директор Северо-Западного филиала Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике Вера Гришина, проанализировав свежеиспеченные региональные программы.
- В целом эти программы, за исключением мурманской, оставляли впечатление документа, в исполнение которого никто не верит и реализацией которого никто не будет заниматься, - заметила она.
В регионах внесли коррективы в свои программы и приняли местные законы об энергоэффективности. В Псковской области, к примеру, детально прописали перечень мер, предусмотрели выделение средств каждому муниципальному образованию. А мурманчане пошли дальше всех - разработали госпрограмму "Энергоэффективность и развитие энергетики" на 2014-2020 годы с объемом финансирования в 32,3 млрд руб., из которых почти половина - вклад областного бюджета. В Карелии, Вологодской и Калининградской областях оставили все как есть. В результате из федеральной казны не получили ни рубля.
Основное мероприятие по сбережению ТЭР - это энергоаудит. Чтобы понять, где и на чем экономить, нужно знать, где допускаются лишние траты. Эта работу в соответствии с законом во всех регионах должны были завершить к 31 декабря 2012 года. Однако к часу "Ч", по сведениям минэнерго, из 43 тыс. поступивших энергопаспортов были зарегистрированы всего около 2 тыс., в 2013-м в базу занесли еще около 3 тыс. документов. По данным НП СРО "Гильдия энергоаудиторов", в стране обследовано в общей сложности чуть больше 35% объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для которых обследование было обязательно, а регистрационные номера присвоены лишь 10-12% энергопаспортов, остальные отправлены на доработку.