Главная особенность челябинского "метанового проекта" в том, что он предполагает развитие сразу двух рынков: газомоторного топлива и альтернативной газификации.
- Принципиальное отличие нашего проекта от ему подобных, реализуемых на территории РФ, - масштабность, - говорит и.о. заместителя министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Сергей Смольников. - Работа сразу по двум направлениям позволит максимально эффективно загрузить компрессорные станции и разместить заправки в удобных для потребителей местах.
Однако для успешной реализации проекта необходимо еще одно условие: готовность потребителей к переходу на новый вид топлива. В регионе сегодня большой популярностью пользуются заправочные сети на сжиженном углеводородном газе (пропан-бутановая смесь). Часть собственников общественного транспорта, в том числе маршрутных такси, предпочитает в целях экономии расходов на ГСМ заправлять машины пропан-бутаном. И действительно, выгода есть: пропан дешевле солярки. Но дороже метана.
- Сегодня в Челябинской области уже есть несколько сотен единиц автотранспорта, работающего на компримированном природном газе (КПГ). Среди них, например, 30 автобусов МУП "Челябинский автобусный транспорт", приобретенных в 2013 году по государственной программе. Это предприятие обслуживает городские маршруты в Челябинске, - рассказывает Смольников.
Сегодня цена дизельного топлива в Челябинской области достигает 32-33 рубля за литр, тогда как стоимость КПГ - 11 рублей за кубометр. При этом важно учитывать, что один литр дизельного топлива равен 1,3 кубометра КПГ. По мнению специалистов, переход на новое топливо позволит экономить до 30% расходов на одном условном маршруте общественного транспорта.
До конца 2015 года на Южном Урале построят 25 заправочных метановых станций. Автопарк общественного транспорта сможет целиком переориентироваться на КПГ. Однако для этого необходимо будет серьезно обновить подвижной состав, поскольку переоборудовать старые автобусы под новый вид топлива нецелесообразно. Так, цена техники, работающей на КПГ, всего на 10-15% выше обычного автотранспорта, но при этом окупиться затраты смогут уже в течение одного года, максимум - полутора лет. В то время как переоборудование старой модели автобуса на новый вид топлива обойдется примерно в один млн руб.
Говоря о плюсах "метанового проекта", эксперты отмечают, что стоимость бензина, мазута, дизельного топлива постоянно растет и во многом зависит от цены на нефть на мировых рынках. Тогда как ценники на КПГ привязаны к стоимости природного газа, которая полностью регулируется государством. Таким образом, метан еще долго будет дешевле любого нефтяного топлива.
Сегодня на Южном Урале ведутся переговоры с местными заправочными сетями, торгующими нефтяным топливом, решается вопрос об установке на их территориях блоков хранения и заправки КПГ. Также планируется перевести на новый вид топлива сельскохозяйственную технику.
Массовый переход транспорта на КПГ позволит улучшить экологическую обстановку в регионе, поскольку природный газ является самым чистым видом топлива для двигателей внутреннего сгорания. По мнению экспертов, на долю автотранспорта в России приходится 45% всех вредных выбросов, в Москве - 88%, в Санкт-Петербурге - 71%, в Челябинске - 60%. По данным Минприроды РФ, величина экологического ущерба, наносимого транспортным комплексом, составляет 1,5% валового национального продукта. При использовании природного газа в качестве топлива выбросы в атмосферу угарного газа оцениваются в 5-10 раз меньше, чем у бензинового двигателя, окислов азота - в 1,5-2 раза и углеводородов - в 2-3 раза меньше.