Владислав Букетов - вице-спикер Новгородской городской Думы рассказал, как он оценивает возможности новой реформы местного самоуправления и что она может дать людям.
Владислав Олегович, нуждается ли сегодня местное самоуправление в реформировании?
Владислав Букетов: Однозначно местное самоуправление нуждается в реформе. Все-таки 131-й закон создавался больше десяти лет назад, и это было другое время. В глазах населения муниципальная власть неотделима от государства. Но, по законодательству, это разные структуры. Это обстоятельство создает трудности для реализации государственной политики. В результате вся вертикаль власти задействована на исполнении майских указов президента без полноценного участия муниципалитетов. Плюс весь объем полномочий муниципалитетов часто не обеспечен необходимым объемом ресурсов. Исправить эту ситуацию может более гибкое распределение полномочий и ресурсов между региональной властью (государственной) и МСУ. Вот для этого и нужна реформа, иначе высоки риски неисполнения указов.
Почему муниципальная реформа 2003 года не приблизила МСУ к людям?
Владислав Букетов: В 2003 году параллельно с 131-м законом появилась бюджетная реформа, предполагающая уравнительно-распределительную бюджетную систему. Она выстроила жесткую бюджетную вертикаль власти, которая изымала средства местного бюджета "наверх", для централизованного перераспределения "вниз" с помощью дотаций, госпрограмм, субсидий и т.д. Поэтому "бедные" муниципалитеты могли получать финансирование за счет зарабатывающих, "богатых" муниципалитетов. Таким образом, муниципальные образования были лишены стимула к развитию. Вместо решения своих прямых обязанностей и приближения к народу муниципалитетам пришлось сокращать свои расходы и обязательства.
C помощью чего можно добиться эффективной работы муниципалитетов?
Владислав Букетов: Добиться эффективной работы муниципалитетов, можно через расширение и совершенствование полномочий органов представительной власти., т.е. городской думы и ее депутатов. Управление, осуществляемое мэром, должно быть интергрировано в общую структуру городской власти.
Конечно, политикой должен заниматься депутатский корпус, а городским хозяйством - глава города и его команда. Такое распределение политических и хозяйственных функций приблизит власть к народу и повысит ее ответственность перед избирателями.
Есть ли противоречия между органами власти в Великом Новгороде?
Владислав Букетов: В прошлом году у нас состоялись муниципальные выборы и был переизбран на новый срок мэр города, обновился состав более чем половины городской думы. Депутаты, прошедшие эту избирательную кампанию, пришли с новой повесткой, с новыми пожеланиями.
Кто лучше слышит горожан? Мэр или городская дума? У мэра есть представительские функции, его выбрали горожане, но депутаты обеспечивают обратную связь с жителями города. Разрешение этого противоречия состоит в разграничении функций власти. Выражать мнение горожан должна представительная власть - городская дума, а администрация города должна заниматься исключительно хозяйственными функциями, которые могли бы контролироваться представительными органами власти и замыкаться на органах государственной власти.
Если мэра заменить сити-менеджером, повысит ли это ответственность власти, приблизит ли к местным жителям? В нашем городе есть старая история. Мы лет 7 назад проводили референдум "о необходимости городу сити-менеджера", но он не состоялся из-за того, что люди просто не пришли обсуждать эту тему. Жители нашего города, не разобравшись в том, что из себя представляет сити-менеджер, восприняли эту идею негативно. Причина в том, что горожане мало информированы и часто сводят всю муниципальную реформу к двум вопросам: будут мэра выбирать или его будет кто-то назначать? Не лишают ли меня права выбора? Эти вопросы не должны быть первостепенными и главными. Реформа, в первую очередь, направлена на поддержание интересов жителей, она создает условия для народного самоуправления.