КС РФ пришел к выводу о том, что невозможность отдать свой голос ограничивает избирательные права граждан, которые не смогли поучаствовать в выборах по уважительной причине - были в отпуске, командировке, болели. Или как выразился суд - посетить избирательный участок помешал "режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей". Существующее правовое регулирование приводит к неравенству избирателей, и потому не соответствует Конституции РФ.
В связи с этим суд предписал законодателю внести соответствующие изменения в избирательные законы.
Напомним, что дело о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд рассмотрел еще 27 марта этого года. Поводом стал запрос Законодательного Собрания Владимирской области.
Суть вопроса в следующем. По нынешнему законодательству досрочное голосование на выборах проводится только в труднодоступных или отдаленных местностях. К ним приравниваются экипажи судов, находящихся в плавании, полярные станции, и прочие "значительно удаленные места, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено". Досрочное голосование может быть также организовано для избирателей, проживающих за границей, и на региональном или местном референдуме. Такие изменения поэтапно вносились в избирательное законодательство с 2002 по 2010 год.
По мнению заявителей, такое правовое регулирование лишает значительную часть граждан возможности реализовать свое избирательное право. Заявители написали, что законодательством не предусмотрено какого-либо пути реализации этого права для тех, кто по уважительной причине не сможет посетить избирательный участок.
Заявители применительно к своему региону написали следующее - единый день голосования, который приходится на второе воскресенье сентября, выпадает как раз на период отпусков и активной сезонной миграции. В сентябре число избирателей, которые в этот день не могут зайти на избирательный участок и проголосовать, достаточно велико. Таким образом, по мнению Заксобрания, предоставляя преференции узкому кругу лиц, закон ущемляет конституционные права значительно большей группы избирателей.
Суд выслушав все стороны, сказал, что свободные выборы предполагают равные условия реализации гражданами активного избирательного права. Условия и процедуры проведения выборов не должны устанавливать для граждан необоснованные ограничения и вынуждать их к отказу от участия в голосовании.
Институт досрочного голосования - это один из механизмов, гарантирующих гражданам реализацию избирательного права в случае невозможности проголосовать в день выборов. Но изменения избирательного законодательства, которые прошли в последние годы, указывают на тенденции к ограничению возможности участия граждан в досрочном голосовании.
По мнению Конституционного суда, цели рационализации работы госорганов, в том числе избирательных комиссий, не могут служить основанием для законодательного ограничения использования досрочного голосования. Законодатель не отказался от института досрочного голосования. Значит, он уверен в его необходимости. Для этого гражданам, которые в день голосования по уважительной причине отсутствовали по месту жительства и не смогли прибыть на избирательный участок, должна быть обеспечена возможность проголосовать досрочно.