Для оцифровки "Золотого фонда" Госфильмфонду понадобится пять лет

Перевести в цифровой формат все имеющееся кинонаследие - такая задача сегодня стоит перед сотрудниками Госфильмфонда, Мосфильма и Союзмультфильма. Необходимо сделать наше кино, хранящееся в архивах, доступным не только российскому, но и зарубежному зрителю.

По словам генерального директора Госфильмфонда Николая Бородачева, на сегодня одних только мультиков в архивах хранится около пяти тысяч - начиная с 1912 года. Общий киноархив неизмеримо больше - в Госфильмфонде хранится наследие тридцати советских киностудий, и почти все фильмы нуждаются в оцифровке.

"У нас уже есть примерная стоимость проекта и сроки, - сообщил Бородачев на пресс-конференции. - Оцифровка нашего так называемого "Золотого фонда" займет приблизительно пять лет, и нам потребуется 800 миллионов в год. Хочу напомнить, что у нас хранятся не копии, а оригиналы всех фильмов, те исходники, с которых делают копии для показа картин".

Сделать это необходимо, так как большинство фильмов не попадает под технические требования телеканалов или интернет-порталов, и реализация их через эти каналы невозможна. И чтобы все это богатство не лежало мертвым грузом, а стало активной составляющей современной культуры России, его необходимо не только оцифровать, но и реставрировать, так многие старые киноленты находятся не в лучшем качестве. Стоимость оцифровки каждого фильма варьируется от 400 тысяч до двух миллионов рублей.

Первыми будут переведены в новый формат наиболее востребованные фильмы. Так, например, Госфильфонд и компания СТВ начала совместную работу по оцифровке творческого наследия режиссера Алексея Балабанова, скончавшегося в прошлом году.

"К фильмам Балабанова сейчас настоящий всплеск интереса, - рассказал корреспонденту "РГ" продюсер, директор компании СТВ Сергей Сельянов. - К сожалению, по причине далеко не радостной. Ретроспективы Балабанова ежемесячно проходят по всему миру - в Нью-Йорке, Париже и других городах. Сейчас мы с Госфильмфондом собираемся проводить показ и в Локарно. Не стоит забывать о том, насколько востребованы наши картины, входящие в классику мирового кинематографа: Эйзенштейн, Довженко, Пудовкин и так далее. Это непрерывный процесс. А текущий репертуар кинематографа, к сожалению, конечно не так широко представлен на мировом рынке, как нам бы хотелось, но все-таки и тут есть востребованная продукция, особенно в сфере полнометражной и сериальной анимации. Особенно новые фильмы востребованы в интернете, с каждым днем все больше и больше. Сейчас они представлены в основном на пиратских ресурсах, но с развитием легального сектора ннтернет становится очень важной для кино площадкой, и необходимо, чтобы фильмы были представлены там в хорошем качестве".

Хотя с точки зрения использования "цифра" однозначно побеждает пленку, открытым остается вопрос хранения материалов. По словам Бородина, на сегодня все же именно пленка является единственным способом, гарантирующим сохранность кинолент.

"Для хранения кино годится только пленка, - сказал Бородачев. - Мы пробовали хранить некоторые оцифрованные ленты - через определенное время с носителя изображение пропадает. И ни одна фирма не дает гарантии. Дают гарантию только на сам носитель, но на сохранение изображения на нем гарантий не дает никто. А пленка проверена временем - сто лет хранится, и все в порядке. Пока других вариантов для хранения нет. Но для того, чтобы фильмы могли быть реализованы на легальных ресурсах в интернете и на телеканалах, они должны быть переведены в соответствующее современным технологиях состояние. Это очень масштабная работа, которую нам предстоит проделать".