Речь идет об изменениях, которые предложено внести в Уголовный кодекс. По мнению аналитиков МВД, наказание за незаконный оборот опасных предметов не вполне адекватно. Так, изготовление взрывчатки и взрывных устройств, совершенное группой лиц по предварительному сговору, наказывается почему-то мягче, чем совершение такого преступления единолично.
Чтобы удалить столь странный пробел в законодательстве, авторы законопроекта предлагают разделить наказание за незаконный оборот оружия с боеприпасами и за незаконный оборот взрывчатки и взрывных устройств. Так, предложено ужесточить наказание за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ и взрывных устройств, которые выделят в статью 222 ч.1 УК РФ. Уже не будет возможности наказывать виновных в таких преступлениях ограничением свободы, принудительными работами и арестом. Это будет караться только лишением свободы со штрафом. Даже если преступление квалифицируется по статье "Хулиганство", но оно усугублено применением взрывного устройства, виновного обязательно ждет тюрьма.
Строже станет наказание и за незаконное изготовление взрывчатых веществ и взрывных устройств, которое выделят в статью 223 ч.1 УК РФ. Штраф предложено ввести во всех частях этой статьи. Сейчас в статье 223 УК РФ "Незаконное изготовление оружия" штрафы не предусмотрены в двух из четырех частей.
Будет усилена ответственность и за халатное исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Разработчики законопроекта не скрывают, что необходимость ужесточения мер связана с увеличением количества хищений взрывчатки и с особой опасностью преступлений, при которых эта взрывчатка применяется. В России ежегодно происходит около трехсот только криминальных подрывов, когда свои споры таким способом решают иные "хозяйствующие субъекты" .
В России взрывчатку делают на 151 предприятии отрасли боеприпасов и специальной химии. Ежегодно производится свыше 1 миллиона 134 тысяч тонн взрывчатых веществ, из которых 800 тысяч "собирают" из невзрывных компонентов на 106 горнорудных предприятиях страны - сразу на месте использования.
В обороте взрывчатых материалов участвуют 1235 организаций на 5988 промышленных объектах, из которых 66 процентов находятся в частной собственности.
Сейчас главная тяжесть контроля лежит на Ростехнадзоре. Именно этому ведомству приходится проверять, есть ли лицензия у фабриканта на производство взрывчатки и какой именно марки, соблюдается ли прописанная технология. Чтобы, не дай бог, не изменили состав или количество компонентов и не получили что-то более мощное, способное не только горную породу разворотить, но и снести ближайшие поселения. Кроме того, проверка складов с опасными материалами осуществляется ежемесячно сотрудниками лицензионно-разрешительной службы.
Полиция могла бы присматривать и за другими сторонами производства и использования взрывчатки. Для этого, считают эксперты МВД, необходимо более детально расписать регламент всех возможных проверок, четко определить, кто, когда и как может быть допущен в цеха. Схожие проблемы существуют и с пиротехникой : лицензии на производство и распространение пиротехнических изделий выдает Минпромторг, МЧС тушит пожары, а МВД уговаривает граждан не покупать поддельные, но дешевые салюты и хлопушки, и запускать их подальше от домов. А ведь иной фейерверк - далеко не безобидная вещь. Многие изделия праздничной пиротехники оказываются вовсе не детскими игрушками, а вполне "взрослой" взрывчаткой.