- Если взять город как пространство, то субъектов, которые на него влияют, немного. Это, во-первых, власть, которая понимает: если народ разбегается - надо строить дороги, школы и жилье для молодых семей, рекламировать рождаемость и звать мигрантов. Но такие проекты не затрагивают среду обитания. Во-вторых, это крупный бизнес, ориентированный, прежде всего, на внутренние потребности: предприятия уже не несут, как в советское время, ответственности за город. Третий субъект - средний бизнес, живущий по правилу двух "Б" - "больше бабла" (отсюда и ТЦ в исторических кварталах, и жилые комплексы без социокультурного пространства). Бизнес мелкий, в основном представленный торговцами, занят выживанием, а жители углублены в свои частные дела. И если у подростка может быть 15 сценариев повседневности (куда пойти, что сделать в городе), то у бабушки - три. А чем больше сценариев доступно человеку, тем комфортнее среда.
Итак, остается один "агент влияния" - неформальные городские сообщества. Сумасшедшие люди, которые в свободное время ходят в клубы поэтов или бизнесменов, устраивают велосипедные "покатушки", архитектурные конкурсы, акции в защиту животных... Кстати, по итогам глубинных интервью в 83 регионах мы насчитали 150 типов сообществ. Так вот защитники животных - самые многочисленные и продвинутые! В Воронеже неформальных объединений более ста, но психология их участников близка к психологии среднего бизнеса: нашел деньги, провел мероприятие, доволен, но - "кругом жлобы", "кроме нас, никто ничего не делает"...
Если активисты "тусят" по кафешкам, интересные проекты реализуются за городом (как воронежский фестиваль "Архидром"), а в это время в ДК и библиотеках пыльно, пусто и нет Wi-Fi - понятно, что креативные сообщества не нашли контакта с бизнесом и властью. Крупные проекты, затрагивающие развитие города, должны обсуждаться с общественностью - так поступают, скажем, в Ижевске. И это выгодно! Замечено, что инициативы получают мощный толчок благодаря архитекторам, художникам и поэтам: сразу появляются нетривиальные идеи, интересная уличная мебель, какие-то дизайнерские штучки. Сейчас мы помогаем реализовать фестиваль "Люди леса" в Сыктывкаре. Там местные этнофутуристы, например, Юрий Лисовский, так всех увлекли, что местные предприниматели уже разрабатывают вывески, упаковки и логотипы в характерном для Коми стиле.
Главное - не брать городского активиста на работу в компанию или во власть. Не надейтесь, что, если у него хобби станет основной работой, то он станет креативить пуще прежнего. Столкнувшись с корпоративными регламентами, такой человек вскоре... спивается или приучается имитировать бурную деятельность - перекладывать бумажки, писать планы и обсуждать договоренности. Энтузиастам надо просто давать пространство для творчества. Так, в Казани опробовали социальную технологию создания комьюнити-центров в жилых комплексах - люди объединяются и потихоньку начинают сами менять среду обитания.