Таким образом предприниматели надеялись повлиять на городскую администрацию, принявшую к исполнению новую транспортную схему Твери. По мнению "Приоритета", она лишит работы тысячи водителей.
Поменяли правила
О разработке транспортной схемы, адаптированной к реалиям времени, в Твери объявили несколько лет назад. В интервью "РГ" тогдашний начальник транспортного отдела горадминистрации Михаил Кнышев пояснил, что грядущие изменения коснутся абсолютно всех видов городского транспорта, как муниципального, так и частного. Часть маршрутов уйдет в историю, другие будут модернизированы, третьи укорочены, при этом появятся новые, и распределяться они станут на конкурсной основе. И хотя ставка должна быть сделана на частный бизнес, чтобы возить пассажиров предпринимателям придется соответствовать жестким государственным требованиям.
Существующая маршрутная сеть Твери сформировалась в те времена, когда на 1000 человек населения приходилось 30-50 автомобилей, но сейчас их в несколько раз больше. К тому же существующие линии (это касается всех видов общественного транспорта) - магистрального типа. Есть лишь несколько кольцевых, и практически все маршруты пролегают через перегруженный центр города, а некоторые еще и дублируют друг друга (формируя их в свое время, предприниматели выбирали самые "урожайные" направления). В общем, чтобы в час пик добраться из южной окраины города в северную, даже юркой маршрутке нужно полтора-два часа, а ряд микрорайонов Твери испытывает дефицит общественного транспорта.
Однако процесс оптимизации сети идет с существенной поправкой: теперь в администрации отдают приоритет не частному, а муниципальному транспорту, и не малому, а "большеформатному". Цели изменились осенью 2013 года, когда администрация заказала профильный анализ Санкт-Петербургскому научно-исследовательскому и проектному институту территориального развития и транспортной инфраструктуры. Услуга обошлась муниципальному бюджету в несколько миллионов рублей. На основе этого документа, как утверждают в администрации, департамент благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта и откорректировал маршрутную сеть.
Согласно официальной информации от исполнительной власти Твери, новая схема практически исключает дублирование маршрутов и сокращает магистральные линии. Вместо них появятся "укороченные" маршруты. То есть пассажир доезжает до перехватывающего узла, там делает пересадку и едет дальше. Изменения пройдут в три этапа, продолжительность каждого из них составит три года. По мнению администрации, это позволит избежать социальной напряженности и даст возможность перевозчикам и пассажирам привыкнуть к вводимым изменениям.
Реализация первого этапа начнется в июне: будут закрыты один автобусный маршрут (N 35) и еще два, по которым курсируют маршрутные такси (N 23 и N 27). Еще две линии (N 2 и N 6) будут заметно изменены, а N 36 - укорочена. По мнению администрации, "потери" удастся компенсировать существующими маршрутами муниципального транспорта, в том числе за счет продления некоторых из них. В итоге останется 22 линии, и все они будут выставлены на конкурс.
- Одномоментное закрытие всех дублируемых маршрутов не предусматривается, - подчеркнули чиновники. - Их число будет снижаться постепенно, при этом объемы пассажиропотока сохранятся за счет использования транспорта большей вместимости и обновления подвижного состава.
Тормоз для микроавтобуса
В общей сложности, за девять лет может быть закрыто 12 маршрутов. Два из них обслуживают автобусы большой вместительности, десять - малой. Таким образом из 600-700 маршрутных такси в городе останется 40-50, из двухсот "пазиков" - около шестидесяти.
Президент СРО "НП "Приоритет" Валерий Водницкий уверен, что это убьет малый маршруточный бизнес:
- Мы, частники, обслуживаем 70 процентов маршрутов Твери, - сказал он корреспонденту "РГ". - В "Приоритете" состоят 80 предпринимателей. Три года назад, поверив обещаниям городской власти, призвавшей нас обновлять автопарк, мы закупили новые микроавтобусы. Но затем власть сменилась, и теперь в ее коридорах приняты прямо противоположные решения. Если наши маршруты уберут, мы не сможем расплатиться по банковским кредитам. А не заплатить - значит, попасть в "черный список" банков, то есть навсегда лишиться права на получение новых кредитов.
С коллегой солидарен и исполнительный директор СРО "НП "Тверской автотранспортный союз" Владимир Густов:
- Предприниматели, которые влезли в миллионные долги и закупили новые автобусы, обанкротятся. В итоге их даже не допустят к конкурсу на оставшиеся маршруты.
Зашли в тупик
Очевидно, что оптимизация транспортной схемы в Твери необходима. Но лишить заработка десятки перевозчиков и "выставить" на биржу труда сотни водителей - не идеальный вариант. Большинство опрошенных "РГ" экспертов уверены: в сложившихся условиях администрации Твери, предпринимателям и другим участникам конфликта нужно садиться за стол переговоров. Так, председатель комитета по градостроительству, архитектуре, транспорту и связи Тверской городской думы Сергей Делаков убежден, что какое-то время в городе должны одновременно действовать обе транспортные схемы, старая и новая.
- Я за "мирное сосуществование" обеих схем, нужен переходный период, - сообщил он. - Необходимо проверить на практике, какие маршруты действительно востребованы, а какие нет, и уже после этого принимать по ним решения. В конце концов, пассажир сам выберет то, что ему удобнее.
Кстати, интересный факт: тверская гордума обсудила новую транспортную схему на заседании профильного комитета, но не стала утверждать ее постановлением. Проще говоря, не сказала ни "да", ни "нет", предоставив чиновникам право принимать решения самостоятельно.
Согласится ли администрация на компромисс? Замглавы администрации Твери Дмитрий Насибуллин считает, что у чиновников просто нет выбора:
- Мы понимаем, что принимаемые меры вызовут недовольство части хозяйствующих субъектов и могут создать временные неудобства для пассажиров, привыкших к определенным маршрутам. Потребуется время на организационные моменты, - заметил он на заседании межведомственной комиссии по оптимизации маршрутной сети. - Но, не принимая этих мер, мы только оттягиваем решение проблемы и создаем реальную угрозу транспортного коллапса и хаоса в сфере пассажирских перевозок.
Сами предприниматели тоже не верят в дальнейшие переговоры. Валерий Густов, например, отметил, что "власть не хочет вступать в диалог с перевозчиками". По его словам, частных предпринимателей даже не допустили на заседание межведомственной комиссии, где и одобрили новую транспортную схему.
Как бы то ни было, к середине 2023 года, если ничего не изменится, большинство маршрутных такси малой вместимости уйдут с городского рынка. Вместо них начнут курсировать "большеформатные" автобусы.