Причина корректировки схемы движения общественного транспорта связана с тем, что с 9 мая 2014 года вступает в силу закон, запрещающий лицам, не имеющим российских водительских удостоверений, осуществлять коммерческие пассажирские перевозки. В мэрии предполагают, что после этой даты на маршруты не выйдет примерно треть пассажирских автобусов. Для того чтобы как-то компенсировать нехватку водителей, чиновники решили оптимизировать схему движения автобусов. В мэрии уверены: такой подход, хоть и не безболезненно, но позволит справиться с ситуацией.
Пассажиры, правда, проиграют: им придется делать лишние пересадки, а значит, больше платить за проезд. А ведь тариф в екатеринбургском городском транспорте и без того самый высокий среди городов-миллионников России - больше платят пассажиры только в Москве и Санкт-Петербурге. Екатеринбургские чиновники, правда, обещают подумать о том, как компенсировать гражданам рост расходов на пересадки. Возможно, это сделают за счет снижения стоимости проездного.
Ну а теперь о главном - получении гастарбайтерами российских водительских удостоверений. По словам представителей горадминистрации, не вызывает опасений положение дел с переобучением в муниципальном объединении автобусных предприятий: 80 из 150 работающих там иностранцев уже получили российские права, остальные успеют закончить переподготовку к 9 мая.
- Мы воздействуем и на коммерческих перевозчиков, чтобы они переобучали иностранцев либо заменяли их на российскую рабочую силу. Предприниматели тоже в этом заинтересованы: никто не хочет терять свой бизнес, они понимают, что надо выполнять требование закона, идти на компромисс, - заявил глава комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации Екатеринбурга Алексей Курлыков.
Но на деле все не так просто.
- О серьезной переподготовке мигрантов речи нет, гастарбайтерам просто читают теорию и натаскивают на правильные ответы по билетам. У работодателей, как они утверждают, нет денег на полноценную подготовку водителей, да и невыгодно это, когда можно обойтись малыми тратами. Поэтому вопрос повышения квалификации водителей-автобусников, а значит, безопасного вождения, остается открытым, - прокомментировал ситуацию "РГ" президент некоммерческого партнерства "Ассоциация автошкол Свердловской области" Евгений Фомичев.
Провал в автобусном движении будет в первую очередь у частных пассажирских автопредприятий, считают в мэрии. На маршрутах по договору с администрацией города работает 22 коммерческих перевозчика. Они вынуждены выполнять условия муниципального контракта, то есть выведут машины на маршруты даже в ущерб правилам дорожного движения.
Впрочем, время рассудит. Пиковые нагрузки на пассажирский транспорт приходятся на сентябрь, когда множество горожан возвращается из отпусков. До этого момента в мэрии надеются отработать новую схему движения автобусов, чтобы к осени выправить ситуацию, доведя количество пассажирского транспорта до оптимального уровня. Возможно, какие-то детали предлагаемой схемы и не приживутся, предполагают в мэрии. Проект обновленной маршрутной сети сейчас дорабатывается, на этой неделе предложения будут представлены общественности и депутатам городской Думы.
Кстати
Управлять коммерческим пассажирским автотранспортом иностранцам без российского водительского удостоверения закон запретил с 5 ноября 2013 года. Причина - большое количество аварий с участием водителей-гастарбайтеров и различия в требованиях ПДД России и бывших союзных республик. Гости, как утверждают эксперты, не соблюдают правил, потому что не понимают их. После того как перевозчики заявили, что не успевают переобучить водителей, срок вступления закона в силу был перенесен на 9 мая 2014 года. Поскольку с полным пакетом заданий - теория, вождение на автодроме и в городе - вряд ли справилось бы большинство работающих нынче иностранных водителей, зачастую плохо владеющих русским языком, экзамен по вождению для них отменили, оставили только теоретическую часть.