Где и как в России работает бесплатный Wi-Fi

Бесплатному Wi-Fi в скорость не смотрят. Но многие не хотят мириться с тем, что в ожидании чашки кофе, рейса или поезда интернет-странички грузятся еле-еле. Особенно это беспокоит тех, кто привык всегда быть на связи. И они готовы платить за услугу. Но помогут ли деньги ускорить выход в Интернет?

"Российская газета" решила разобраться, где и как в нашей стране работает Wi-Fi. И есть ли параметры качества для этого вида беспроводной связи.

Оказывается, сейчас пока главное требование для точек Wi-Fi - не создавать помехи в эфире. А на какой скорости и кто предоставляет доступ, особенно бесплатный, на совести оператора и владельца помещения, где работает система. Многие хозяева пользуются таким раскладом и, повесив табличку "здесь Wi-Fi", просто дополнительно привлекают посетителей. А когда клиент спрашивает, что же с Интернетом, гаджет сеть видит, а связи нет, отвечают, что просто оборудование зависло, но скоро оператор все наладит.

Глава информационного агентства TelecomDaily Денис Кусков отмечает, что развитие сетей Wi-Fi в России во многом зависит только от финансовой модели, которую позиционирует бизнес. Интересно, что в московском метро модель для развития Wi-Fi нашли, а в Питере так и не удалось заинтересовать операторов связи вложить деньги в развитие беспроводного Интернета под землей, отметил он. И когда в столичном метро входишь в Интернет, то можно выбрать обычные сети сотового оператора или Wi-Fi. При таком условии развиваться платный Wi-Fi не будет. Дорога не такая длительная, да и альтернатива есть.

В поезде или самолете, в аэропорту или на вокзале другое дело. Здесь и платный, и бесплатный Wi-Fi имеет место быть. Но в любом случае за него платит пассажир. Например, в одном из терминалов аэропорта Внуково, где рейсы с самыми дорогими билетами, есть быстрый и бесплатный Интернет. Но есть ограничение по времени - 30 минут.

В другом терминале, где больше чартерных рейсов, присутствует несколько операторов связи, которые предоставляют его за деньги, а бесплатного нет, пояснили "РГ" в аэропорту. Просто платить готов только тот пассажир, которому Wi-Fi очень нужен.

В Домодедово такого различия нет. А есть неплохой доступ в Сеть на нормальной скорости без ограничения по трафику. В аэропорту открыт свободный доступ к Всемирной паутине: в аэровокзальном комплексе развернута зона безлимитного Wi-Fi.

Доступен высокоскоростной беспроводной Интернет - 4G. Воспользоваться этой услугой могут как владельцы LTE USB-модемов "Билайн" и смартфонов, поддерживающих стандарт LTE, так и обладатели мобильных устройств, не имеющих базового оборудования для передачи данных с помощью нового сервиса: в аэропорту организована продажа LTE USB-модемов и sim-карт, пояснили "Российской газете" в аэропорту.

В Шереметьево пока Интернет бесплатный, но есть ограничение по скорости. Ведь за это платит аэропорт оператору связи, пояснили в воздушной гавани. В ближайшее время планируется сделать и платный Wi-Fi, обещают в аэропорту. Кстати, в Московском авиаузле есть и розетки для подзарядки гаджетов. Но во всех трех аэропортах "РГ" рассказали, что рассматривают возможность установки специализированных стоек для подключения зарядных устройств средств мобильной связи и электронных приборов. Причем бесплатно.

На железнодорожных вокзалах схема практически такая же. Для того чтобы проверить почту, есть бесплатная услуга, а вот для просмотра видео или закачки больших объемов информации придется купить доступ, отметил в беседе с "РГ" начальник сектора коммуникаций дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Дмитрий Писаренко. Цена такого доступа - 50 рублей в час.

В скоростном "Cапсане" совсем недавно был бесплатный Интернет. И все на него жаловались. Теперь его включили в цену билета бизнес-класса. Для остальных пассажиров это дополнительная услуга, которую можно купить в поезде. Когда Wi-Fi сделали платным, нареканий практически не стало, отметил в РЖД. Однако, по словам Дениса Кускова, есть еще участки на пути следования из Москвы в Питер, где Интернет замирает.

Что касается поездов дальнего следования, то сотовая связь работает вдоль железных дорог не везде и Wi-Fi в вагонах железнодорожники намерены развивать. Сейчас он уже есть на более чем десяти фирменных составах. И цена доступа - 150 рублей. Столько же стоит комплект постельного белья. Но самый дорогой Интернет сейчас в самолете. Доступ в Сеть на час в небе стоит как месяц безлимитного скоростного сотового Интернета. И не на всех рейсах он есть.

Самым же неразвитым сектором Wi-Fi эксперты назвали автодороги и автозаправочные станции. Там редко увидишь значок беспроводного Интернета. Понятно, что за приличные деньги хочется получить нормальную услугу.

Роскомнадзор уже разработал методику оценки качества Wi-Fi. В нее входит проверка выполнения оператором связи требований по обеспечению качества услуг связи, включая проверку соблюдения установленных норм на показатели качества услуг связи. А также сбор статистики, измерение параметров и расчет показателей качества услуг связи. В ней учитывается время загрузки данных, частота обрыва связи.