Так, уже в нынешнем году в России начнется строительство Северного широтного хода (СШХ) - приарктической стальной магистрали общей протяженностью свыше 700 км. Как уточнил "РГ" гендиректор "Корпорации развития" Сергей Маслов, "СШХ, или "Заполярный Транссиб" - самый крупный транспортный проект на постсоветском пространстве. Срок его окупаемости - 15 лет, инвестстоимость - до 190 млрд руб.". Причем доля нового строительства в СШХ около 70%, остальное - это обновление железнодорожного полотна, проложенного еще в середине прошлого века.
СШХ, во-первых, обеспечит выход по кратчайшему сухопутному маршруту ко многим портам Севморпути. Во-вторых, ускорит освоение крупных запасов промышленного и энергетического сырья почти в 10 субъектах Федерации. Поэтому "СШХ по масштабам и важности не уступает БАМу и Транссибу", - отмечает полпред президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских. В перспективе эта линия будет продлена от Коротчаево (конечный пункт в восточной части СШХ) до Норильска, Дудинки и Игарки. То есть СШХ станет самой протяженной стальной магистралью в мире (свыше 1500 км). "Заполярный Транссиб" создается в рамках ГЧП; завершить строительство намечено к концу 2017 года. По имеющимся оценкам, совокупный валовый продукт в примыкающем регионе благодаря СШХ увеличится минимум вдвое в сравнении с уровнем 2013 года.
Чрезвычайно востребован в связи с последними геополитическими событиями и проект железнодорожно-автомобильного коридора между Краснодарским краем и Крымским полуостровом через Керченский пролив. На встрече 19 марта с членами правительства президент Владимир Путин заявил, что этот должен иметь возможность пропускать как автомобили, так и поезда. В свою очередь, глава минтранса Максим Соколов сообщил, что технико-экономическое обоснование проекта будет предусматривать такую возможность. По его словам, оптимальный вариант возможной стационарной переправы через пролив (мост или тоннель) минтранс выберет к концу года. Ориентировочная стоимость строительства - около 3 млрд долл. Но он крайне необходим, ибо паромная переправа через пролив сейчас с трудом справляется с растущими грузо- и пассажиропотоками. А если учесть будущее интенсивное развитие нового региона России, становится ясно, что без моста не обойтись.
Из-за роста объемов перевозок в этом регионе также могут быть реанимированы "трансазовские" паромные проекты 60-70-х годов, предусматривающие регулярное паромное сообщение из портов Ейск, Приморско-Ахтарск (Краснодарский край), Таганрога и Азова (Ростовская область) с портами Керчь и Геническ.
Кстати, еще в 2011 г. одна из крымских компаний предложила администрации Ейского порта совместно реализовать проект парома Керчь - Ейск. По оценке администрации Ейского района, проект "считается интересным и имеющим большие перспективы". Правда, отмечалось, что инфраструктура Ейского морского порта пока недостаточна для реализации этого проекта.
Современный паромный проект Ейск - Керчь включает строительство железнодорожной ветки в районе Ейского порта и новых терминалов в нем. Грузовая база переправы - это сжиженный газ, нефтепродукты, глинозем (алюминиевый полуфабрикат), железная руда и химудобрения; в целом 1,5 млн тонн в год. Инвестстоимость проекта - 11 млн евро.
Схожие по значимости артерии запланированы и на Юге СНГ. Как отмечалось на недавнем международном форуме "Год до создания Евразийского экономического союза: что нужно сделать?", основным "полигоном" для этих проектов в ближайшие годы могут стать Северная Осетия-Алания (РФ) и Республика Южная Осетия. Посол Южной Осетии в РФ Дмитрий Медоев заявил на этом форуме, что "наиболее перспективно строительство через Большой Кавказский хребет короткой - в 140 километров - железнодорожной линии Алагир - Цхинвал (между Северной и Южной Осетией). Ее создание позволит России "выйти" в Закавказье самым коротким путем".
Медоев пояснил "РГ", что, судя по проработкам проекта в РФ, магистраль пройдет вблизи месторождений металлосырья в Северной Осетии и крупного месторождения руд цветных металлов в Южной Осетии, что позволит начать их разработку. А также возобновить экономически оправданное доизучение запасов нефти, открытых в Южной Осетии в советский период. В целом, по мнению посла, реализация проекта выгодна всем странам-участницам с точки зрения освоения транзитных потоков и развития промышленно-энергетической сырьевой базы. Важно, по словам Дмитрия Медоева, и то, что проект новой транскавказской магистрали отвечает положениям "Транспортной стратегии РФ" на период до 2030 года