Людям свойственно доверять "положительным рекомендациям" специалиста, говорится в пояснительной записке к законопроекту. И они подчас не задумываются, что "звучащие привлекательно" советы на самом деле субъективны и зачастую отражают лишь "мнение, позицию и во многих случаях финансовую и материальную заинтересованность одного из многих субъектов профессиональной деятельности". Однако такая информация, "по данным социологов и психологов, ассоциируется на подсознательном уровне с более высоким качеством товара или услуги".
Прежде всего авторов законопроекта беспокоит ситуация, связанная с рекламой лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг. В последнее время появился даже такой термин - "медикализация". Тем временем, по некоторым оценкам, 70 процентов новинок аптечного рынка (как правило, более дорогих, чем применяемых ранее) не имеют терапевтических преимуществ по сравнению с существующими продуктами.
"В процесс вовлечены врачи, фармацевты и фармацевтические компании, которые размещают свою рекламу и являются агентами "медикализации", финансово заинтересованными в возрастании специальных медицинских обследований и потребления лекарств", - предупреждают авторы в пояснительной записке. Вот и Всемирная организация здравоохранения бьет тревогу, что неправильное использование лекарств - это, прежде всего, результат некорректной рекламы. И не последнюю роль в этом "прессинге" играют представители медицины, задействованные в рекламных материалах.
По данным специалистов, в тех странах, где был введен запрет на рекламу лекарственных средств, их потребление значительно снизилось.
Вообще-то участие врачей в одурманивании масс уже ограничено действующим законодательством. Однако авторы законопроекта предлагают убрать последние лазейки, не делая исключения для рекламодателей, физлиц и компаний, "уполномоченных выдавать сертификат соответствия либо подтверждать соответствие объекта рекламирования техрегламентам".
Предлагаемые изменения в федеральный закон о рекламе, уверены депутаты Госдумы, позволят сделать ее более добросовестной и "полезной".
Идея правильная, соглашается председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
"В России сейчас регистрируются ассоциации с громкими названиями, о деятельности которых никому не известно. И создаются они как раз для участия в рекламных проектах", - рассказал он "РГ". И пояснил: сегодня законодательство таково, что три человека с дипломами могут создать "национальную ассоциацию" специалистов своего профиля и спокойно рекламировать от ее имени любые товары и услуги, хотя реально за этими людьми не стоит профессиональное сообщество. А их рекомендации не подкреплены никакими исследованиями или наблюдениями.
В США, например, такие "фокусы" запрещены, добавляет Петр Шелищ. Там при Федеральной комиссии по торговле есть специальный отдел, который отслеживает рекламу, и если появляется новое лицо, рекламирующее товар или услугу и позиционирующее себя как профессионал или представитель профсообщества, они тут же проверяют, кто это, не вводят ли потребителей в заблуждение. И если окажется, что человек на самом деле не является очень авторитетным специалистом или что его рекомендации не основаны на научных исследованиях или наблюдениях за практикой применения, изготовители рекламы могут понести ответственность и заплатить штраф до миллиона долларов.
Не приносит потребителям пользы и реклама, идущая от лица известных людей, например, артистов. "Поверьте, наши любимые артисты, музыканты не разбираются в медицине лучше, чем мы с вами, рядовые потребители, но они часто предлагают нам покупать те или иные лекарства, медицинские "чудо-аппараты". И люди на это покупаются", - рассказывает Петр Шелищ. По его словам, в Союз потребителей практически ежедневно поступают жалобы на неэффективность таких медаппаратов или биологически активных добавок, которые люди приобрели за большие деньги под эмоциональным воздействием рекламы.
Законодатели одними лекарствами решили не ограничиваться. Такие же ограничения, по мнению инициаторов законопроекта, должны применяться и к рекламе бытовых услуг. Ведь они могут причинить вред не только имуществу граждан, поверивших недобросовестной рекламе "специалиста в униформе", но и их здоровью, а подчас и жизни. И вообще, недобросовестная реклама, добавляют еще один аргумент инициаторы законопроекта, является одним из факторов, оказывающих негативное влияние на ценностные основы безопасности личности в условиях российской модернизации.
Профильный Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству уже было рекомендовал принять этот законопроект в первом чтении на пленарном заседании в среду 16 апреля. Однако Совет палаты накануне предложил перенести его рассмотрение. У Правового управления нижней палаты возникли к документу претензии, требующие доработки. Например, непонятно, как предложение законопроекта соотносится с действующей нормой, в соответствии с которой "использование образов медицинских и фармацевтических работников допускается в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников".
Юрий Белов, академик, директор университетской клиники аортальной и сердечно-сосудистой хирургии Первого МГМУ имени Сеченова:
- Я категорически против того, что по радио, с экрана телевизора буквально каждые пять-десять минут сообщают о сверхэффективных препаратах, приборах, избавляющих людей чуть ли не от
всех болезней сразу. Да еще уверяющих, что предлагаемое лекарство не имеет никаких побочных действий. Хотя доказано: таких априори нет и не может быть в природе.
Нужен отбор в подаче медицинской информации. Прежде всего это касается рекламы биологически активных добавок, не сертифицированных лекарств и изделий медицинского назначения, а также препаратов с сомнительным эффектом.
Что касается специализированных медицинских изданий, то здесь существует достаточный порядок предоставления медицинской рекламы. Здесь популяризируются только качественные и сертифицированные лекарства, методы лечения и изделия медицинского назначения. На них запреты не должны распространяться.
Михаил Коновалов, профессор, главный врач офтальмологического центра Коновалова:
- Начну с того, что в Европе прямая реклама медицинской деятельности запрещена уже давно. Знаю об этом не понаслышке - пять лет
занимался частной практикой в Италии. Сейчас возглавляю частную клинику в Москве. Для клиник, которые давно существуют на рынке, запрет рекламы - положительный фактор. Он избавляет нас от конкуренции. Но если по большому счету... Что делать клиникам, что делать специалистам, которые только начинают новый вид оказания помощи? Ведь как минимум они должны заявить о себе. Как? Убежден, доктор зарабатывает свою клиентуру только своим трудом, знаниями, отношением к пациенту. Это более правильный, более честный путь формирования имиджа специалиста, имиджа лечебного учреждения. Только компетентность, только честность по отношению к пациенту дают в перспективе свои плоды.
При наличии медицинской рекламы пациенту очень сложно сориентироваться в выборе клиники, в выборе врача, которые предоставляют аналогичные услуги. Репутация, заработанная трудом, высоким профессионализмом, дает куда больший эффект, чем навязчивая реклама. Существует еще скрытая реклама. Она была и будет всегда: это публикации в профессиональных и непрофессиональных СМИ, которые занимаются проблемами охраны здоровья. Если эти издания не ангажированы, то, как правило, они приглашают авторитетных специалистов, которым можно доверять.
Анатолий Махсон, профессор, главный специалист-онколог Москвы, главный врач Московской городской онкологической больницы N 62:
- От навязчивой, непрофессиональной рекламы лекарств, медицинских приборов, спасающих от всех болезней сразу, страдают прежде всего пациенты. Скажем, реклама тех же пищевых добавок. Да, после восхвалений предмета рекламы рекламодатели обязательно добавляют: "Не является лекарством. Перед употреблением посоветуйтесь с врачом". Но это не меняет ситуации. Пациент спешит приобрести и начать принимать разрекламированный товар. А лекарства, изделия медицинской техники - это товар необычный, это средства спасения, которые можно принимать только по рекомендации специалиста. Не любого, а того, кто знает вас, знает состояние вашего здоровья. Убежден, рекламы лекарств, рекламы методов лечения не должно быть.
Меня учили медицине семь лет. Но вот приходит пациент и требует, чтобы его лечили таким-то лекарством, а не тем, которое ему
прописал врач. То лекарство помогло его знакомому... Наши объяснения о том, что при таком-то заболевании используется пять аналогов лекарств: кому-то более подходит один препарат, другому - другой и почему именно так, а не иначе... Не слышат. Ссылаются на рекламу. Например, при лечении рака предстательной железы используется пять препаратов. У них практически одинаковое действие. Но есть нюансы. Их учитывает врач-уролог, он назначает препарат. Казалось бы, все так просто. Но на деле не просто: пациент требует тот, о котором сообщила реклама, не ведая, что это во вред прежде всего ему, пациенту. Но как узнать о том или ином препарате, о том или ином методе лечения? Все должно быть на уровне профессионалов. Существуют профессиональные издания, протоколы клинических испытаний. На них и надо ориентироваться. Чтобы не навредить.
Подготовила Ирина Краснопольская