Школьницы из Ростова написали криминальные пьесы

Авторы криминального чтива - девчонки, которых пруд пруди на ростовских улицах. Симпатичные, смешливые, жизнерадостные. Но от историй, которые они рассказали, на голове волосы становятся дыбом.

Папаши-пьяницы, злобные одноклассники, которые спаивают водкой отличниц, в школе торгуют наркотиками, малолетки занимаются сексом со взрослыми мужиками. И почти каждая пьеса заканчивается двойным убийством, смертью от "передоза" или в лучшем случае пожаром.

Юные писательницы ходят в воскресную театральную школу, которая открылась в Ростове-на-Дону при модном театре. Со студийцами занимаются профессиональные актеры, режиссеры, балетмейстеры. Недавно школьницам предложили поучаствовать в проекте "Театр плюс общество" и написать пьесы.

На читки пьес пригласили родителей, бабушек и дедушек. Позвали и школьных педагогов. Юные актеры начали разыгрывать сцены - и родители ошалели.

- Выглядели так, будто их мешком по голове огрели, - говорит режиссер театра Ольга Калашникова. Кстати, в театральную школу ходит и ее 14-летняя дочь Ксения. И она тоже написала пьесу. О сюжете мама-режиссер, как и остальные родители, узнала на премьере. И тоже поначалу была в шоке. И только некоторое время спустя нашла в себе силы извлечь из дочернего творчества урок.

Одна из историй - о девочке, парень которой умирает в ночном клубе от "передоза". До этого он успевает изнасиловать подружку, подсыпав ей в стакан с колой порошок. Эпилог - убитая горем школьница ищет поддержки у отца, оставившего семью. Отец тоже наркоман.. Публика в зале, старательно отводит друг от друга глаза. Особенно, подозреваю, было худо папе автора этой семейную драмы.

Занавес опустился, зрителям предложили обсудить детское творчество. Публика в гробовом молчании переваривала спектакль. Каждый из родителей думал: "А это она про себя все написала? Меня изобразила?" Они выждут время и спросят о том дочерей. Те успокоят: мама (папа), ты что? Это ж творческий вымысел. Тем не менее после премьеры последовали репрессии. Одной из девочек запретили посещать театральную школу.

Юные актеры начали игру - и родители ужаснулись

- Нам сказали: пишите, что хотите, - рассказывает Ксения Зуева-Калашникова, автор пьесы "Увези меня". - Это было здорово, и не похоже на школьное сочинение. Мы написали о том, что наболело.

- Сюжеты придумывали сами, а потом уже нам подсказывали, как сделать его острее. Маша Зелинская, драматург, учила: ухудшай ситуацию, ухудшай. Ну я и накаляла страсти, - признается Мирослава Печенкина.

- Писала и думала: пусть родители и учителя обратят наконец внимание, что происходит вокруг, в том числе и в школе. Конечно, я сгустила краски. Но ведь в театре представляют все более драматично, - говорит Маша Зуева - автор пьесы о торговле наркотиками в школе.

Но получился обратный результат. Теперь на девочку поглядывают с опаской, а родители одноклассниц недовольны, что их чада дружат с Машей.

А еще, признаются девчонки, мамы вдруг завели с ними беседы о беременности, о тонкостях отношений с мужчинами, о превратностях семейной жизни.

- Почти все родители сошлись на том, что пьесы и спектакль - "чернуха". А театр должен воспитывать у детей светлые чувства. В общем, проект "Театр плюс общество" взял неверный путь, - говорит Ольга Калашникова. - Так, дорогие мои, не вы ли окружили детей всем тем, о чем они написали? Дети - искренние создания, они не обманывают и не юлят. Я бы порекомендовала в каждой школе практиковать такие занятия - ребята моделируют ситуации, которые их подсознательно волнуют. Взрослые могут и не догадываться, насколько серьезно ребенок воспринимает то, что кажется им чепухой.

Комментарий

Галина Намятышева, классный руководитель:

- Самое главное - дети трудились, и столько сил и эмоций отдали спектаклю, что на дурные поступки у них просто не останется времени. В следующий раз дать детям возможность написать комедию.

Олег Волков, психотерапевт:

- Это очень интересный и полезный эксперимент. Что любопытно, каждый из родителей подспудно знает, что можно ожидать от своего ребенка. И если речь идет о чем-то негативном, многие из родителей упорно отказываются верить своим предчувствиям. Но ружье для того и висит, чтобы выстрелить. А по поводу обвинений в "чернухе" и призывов щадить зрителей - об этом хорошо сказал Генри Миллер: "Музыка - это не Бах, и не Бетховен, а консервный нож для открывания души".