"Согласно статье 105.18 НК РФ, право на проведение симметричной корректировки возникает у налогоплательщиков только при доначислении налога по итогам проверки налоговиками цен в сделках. При доначислении налога одной стороне вторая сторона имеет право уменьшить сумму налога на такую же величину. Проведение такой корректировки стороной сделки в случае самостоятельного увеличения суммы налога ее контрагентом действующим законодательством не предусмотрено", - напоминает Виталий Сазанский, ведущий консультант аудиторской компании МКПЦН. Законопроект предоставляет такую возможность. В частности, налогоплательщики получают право применять для целей налогообложения те же цены или интервалы рентабельности, которые были использованы другой стороной контролируемой сделки при добровольном увеличении налоговой базы и сумм налога, то есть у бизнеса появится возможность сделать симметричную корректировку.
"Предоставление российским компаниям права на симметричные корректировки в случае изменения сумм налогов по решению налогового органа будет позитивным решением для компаний. Система налогообложения, касающаяся трансфертного ценообразования, становится более справедливой. Цена сделки затрагивает обе стороны, для продавца - это выручка от реализации, для покупателя - расходы на приобретение товара. Если по решению налоговиков корректируется один из этих показателей, то симметричное изменение другого показателя представляется совершенно логичным действием", - уверен замглавы департамента аудита и бухгалтерского сопровождения юридической фирмы "Клифф" Евгений Сумин.
Можно ожидать, что новации повысят привлекательность инструмента добровольных корректировок в отношении сделок с зависимыми лицами. Тем не менее очевидно, что появление закона не решит всех проблем применения симметричных корректировок. В частности, законопроект дает возможность осуществить симметричные корректировки только в отношении контролируемых сделок, в то время как добровольное увеличение налоговой базы и сумм налога предусмотрено в отношении всех сделок с взаимозависимыми лицами, как контролируемых, так и не контролируемых.
Кроме того, законопроект не снимает ограничения по субъектам, которые имеют право применения симметричных корректировок. "Как действующая редакция НК РФ, так и положения законопроекта предполагают возможность применения симметричных корректировок только российскими организациями-налогоплательщиками. Это делает невозможным применение таких корректировок некоторыми другими лицами. Например, индивидуальными предпринимателями и представительствами иностранных организаций. Их ставят в заведомо неравное положение", - пояснил Сазанский. Еще один минус - сохраняется большой разрыв во времени с момента добровольной корректировки одной стороной сделки и возможностью проведения симметричной корректировки другой стороной.