Соглашение четко регламентирует процедуры госзакупок, реализуя принципы их прозрачности и транспарентности, а также упрощает доступ стран-участниц к рынкам госзакупок, в частности путем предоставления режима недискриминации и национального режима.
"Подписание соглашения позволило бы значительно повысить прозрачность проведения госзакупок в России и снизить коррупционные проявления, в перспективе привести к снижению стоимости и повышению качества госуслуг России. Кроме того, Россия как участник соглашения получила бы доступ на рынок госзакупок других стран, который является важной частью мировой торговли, - рассказала "РГБ" Александра Дорджиева, юрист коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры". - По оценкам ВТО, госзакупки часто составляют около 10 - 15% ВВП страны".
Однако 44-ФЗ устанавливает протекционистские меры к российским поставщикам, что не соответствует положениям Соглашения о правительственных закупках. Например, в статье 14 Закона определены условия применения национального режима к иностранным участникам закупок. Так, согласно буквальному толкованию этого положения, национальный режим применяется только в случаях, предусмотренных международными договорами России. Часть 3 этой же статьи предоставляет правительству РФ право устанавливать запреты и ограничения для иностранцев, в том числе для защиты внутреннего рынка. Поэтому вполне вероятно, если Россия все-таки решит присоединиться к соглашению, то эти положения 44-ФЗ придется пересматривать, считает Александра Дорджиева.
В то же время даже сам процесс внедрения 44-ФЗ пока еще до конца не отлажен. Связано это как со сложностью и объемом самого закона, так и с недостаточным уровнем развития других базовых элементов: качества госуправления, профессиональной подготовки кадров, технологической инфраструктуры, отмечает Сергей Габестро, глава торгового портала Fabrikant.ru, гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок.