Вышел новый диск хора Сретенского монастыря

Концертные программы хора Сретенского монастыря звучали в лучших залах в 35 странах мира.

Хор был удостоен чести исполнения Гимна России на церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи. 27 апреля хор даст концерт в 6-тысячном Крокус Сити Холле, часть исполняемых там песен вошла в новый диск коллектива. О новом репертуаре рассказывает композитор и аранжировщик хора Александр Амерханов.

Александр, как вы пришли в столь знаменитый коллектив?

Амерханов: Я - коренной москвич. Мой отец - полковник запаса, обладает исключительной музыкальной памятью. Любую песню, даже состоящую из нескольких куплетов, он запоминает с первого-второго раза. Мама - доктор медицинских наук, в детстве окончила музыкальную школу и всерьез задумывалась направить мое образование по музыкальной стезе. Именно она обратила внимание на объявление, где выпускник Московской консерватории предлагал частные уроки музыки. Этим молодым педагогом оказался Николай Николаевич Азаров, ныне ректор Академии хорового искусства.

Я, признаться, не обнаруживал большого прилежания в игре на фортепиано и освоении сольфеджио. И тогда Николай Николаевич сказал: "Саша, а давай-ка я тебя послушаю". Я спел: "Родина слышит, Родина знает!" У меня был высокий альт, тембр звонкий, полетный. И уже через неделю, после прослушивания у Льва Зиновьевича Конторовича, я был принят во 2-й класс Московского Государственного хорового училища им. Свешникова.

Певцом хора Сретенского монастыря стал в 1999 году.

В XVII-XVIII вв. богослужебное пение прекратило свое существование - его место заняла музыка, как заменитель духовного пения. Потом была революция. Свои нынешние черты хор возродившейся в 1994 году обители начал приобретать 10 лет назад. Вы пришли в монастырь еще раньше. Каким вы застали хор?

Амерханов: Хор образца 1999 года пел ни шатко, ни валко. Состав был достаточно возрастной, да и кадровая текучка имела место. Тогда о. Тихон поехал в Троице-Сергиеву лавру к архимандриту Матфею (Мормылю), известному регенту, знатоку церковного пения, с просьбой порекомендовать ему хорошего регента. О. Матфей рекомендовал иеромонаха Амвросия (Ермакова), которого характеризовал как талантливого и знающего регента. К тому же наместнику нужен был человек, который знает устроение семинарской жизни. И о. Амвросий с радостью перешел в Сретенскую обитель.

Он начал активно омолаживать состав, пополняя его студентами музыкальных вузов, в основном хоровой академии, а также выпускниками Московской семинарии. Получился необычный микс. С одной стороны - профессиональные музыканты, с другой - ребята, получившие духовное образование. Но главное, на мой взгляд, для любого коллектива - это было собранием единомышленников. Вот это Амвросию, безусловно, удалось.

Работать было легко и интересно. Мы знакомились с новым репертуаром, с певческими традициями Лавры, записали первый диск. Отец Амвросий доверял мне, начал потихоньку "подтаскивать" меня к регентству. Его доверие было ценно для меня, молодого еще парня. Он доверил мне кадровые вопросы, отчасти репертуарные. Узнаваемая манера исполнения, которая так ценится до сих пор, - полностью его заслуга.

Что же касается музыки светской, отец Амвросий явно тяготился ею. Потому когда после его архиерейской хиротонии хор принял Никон Жила, светская составляющая нашего репертуара предстала во всей красе.

С Никоном (нынешний руководитель хора. - Прим. авт.) мы уже записали с десяток дисков, преимущественно песни: народные, военные, авторские.

Как осуществляет руководство настоятель монастыря отец Тихон?

Амерханов: Он прекрасно разбирается в нашей песенной культуре - настоящий меломан! К тому же личность в высшей степени творческая, и вполне естественно, что он генерирует массу интересных музыкальных идей, и нам, порой, остается просто достойно их реализовать. Но это не репертуарный диктат, а настоящее сотворчество.

Какие приходят идеи насчет новых программ?

Амерханов: Планов - громадье! Было бы репетиционное время. Давно хотим сделать антологию русской песни. В нашем репертуаре предостаточно всеми любимых военных песен - можно сделать целую программу. Осенью 2008 года наш хор три недели гастролировал по Южной Америке. К этой поездке мы выучили несколько испанских песен, и так удачно получилось!

Потому есть желание продолжить музыкальные эксперименты в области песенной культуры других народов, и, Бог даст, сделать новую интересную программу. Для Рождественского фестиваля задумали не просто музыкальную, но музыкально-историческую, познавательную программу. Пришла идея представить старинную русскую духовную музыку до Бортнянского. "Покопали" репертуар. Решили несколько расширить хронологические рамки: добавили русское хоровое барокко.

В чем уникальность вашего хора?

Амерханов: Помимо наличия высокопрофессиональных певцов, солистов, аранжировщиков, деятельной административной линии, у нас есть особые "скрепы". Во-первых, все мы люди воцерковленные. Во-вторых, коллектив у нас очень молодой, работоспособный, выносливый, если хотите. И в-третьих, мы очень дружны между собой. Дружим семьями, вместе крестим детей, вместе встречаем праздники.

Можно ли в духовной музыке сделать музыкальные открытия, которые стали бы раритетами?

Амерханов: Благодаря тому, что в свободном доступе появилось много информации, сложно чем-то удивить.

Кто ваш любимый композитор?

Амерханов: Мусоргский, Чайковский. Что касается духовной музыки - это вся Новая московская школа - Кастальский, Чесноков, Калинников, Шведов, Никольский, Голованов. Исключительно ценю творчество Гречанинова.

У хора Сретенского монастыря вышел новый диск. Какое участие вы в нем принимали?

Амерханов: Как аранжировщик и как исполнитель.

 

Что вошло в новый диск?

Амерханов: Песни из последних программ: "Вот мчится тройка", "Черный ворон", "Гибель Варяга", "Полюшко-поле". Особое внимание хотел бы обратить на песни, написанные в годы Первой мировой войны и переиначенные в советские годы. Например, казачью песню времен русско-японской войны "За рекой Ляохэ" мы знаем со словами "Там, вдали за рекой загорались огни". А песню "Марш сибирских стрелков", текст которой написал не кто-нибудь, а Владимир Гиляровский, помним все мы по словам: "По долинам и по взгорьям, шла дивизия вперед". Похожая история и у песни "Слышали деды".

Когда православная вера насильственно изгонялась из народной памяти, некоторые песни, пусть весьма отдаленно, заменяли в душах людей молитву. Это наша история.

Кому пришла идея исполнить оригинальные тексты известных песен?

Амерханов: Отец Тихон как-то рассказал, что ему известны песни, которые исполнялись раньше с другими текстами. Мы стали разбираться. Выяснилось, что таких песен не так много. И это интересно не только с музыкальной, но и с исторической точек зрения.

Как называется новый диск?

Амерханов: Любимые песни. Третий выпуск.

Вы работаете не только с мужским хором Сретенского монастыря, но и со студенческим. Поете ли совместно?

Амерханов: К сожалению, очень редко. Причина чисто техническая - слишком мало места в храме. Но это будет возможно, когда в 2017 году будет построен новый просторный красавец-храм. Антифонное пение - это же так величественно и торжественно!

Вы не раз выступали в Крокус-Сити-холле. Как родилась идея концерта 27 апреля?

Амерханов: Изначально программа этого концерта задумывалась нами как "Голоса вселенского Православия" и должна была объединить выступления трех хоров - хора Сретенского монастыря, грузинского Патриаршего хора и Государственного академического хора им. Г. Веревки из Киева. Однако напряженный гастрольный график грузинского хора, а также печально известные события на Украине не дали воплотиться в жизнь этому, на мой взгляд, очень яркому проекту. Жаль...

Вышел третий диск хора Сретенского монастыря

В него вошли песни:

1. Ой,то не вечер

2. Однозвучно гремит колокольчик

3. Разоренная дорожка(песня войны 1812)

4. Эй,ухнем

5. Ой,при лужку

6. Выхожу один я на дорогу

7. Слышали деды(солдатская песня Первой мировой войны)

8. Черный ворон

9. Гибель "Варяга"

10. Марш сибирских стрелков

11. За рекой Ляохэ (казачья песня русско-японской войны)

12. Полюшко-поле

13. Вечерний звон

14. Когда мы были на войне

15. Прощание славянки

Купить диск можно в магазинах "Сретенье", "Радонеж", "Православное  слово", в Свято-Елизаветинском   женском монастыре Беларуси, а также заказать через интернет-магазин.

Цена - 250 рублей.

Телефон для справок - 8-495-623-80-46