Комплекс "Звезда" в Приморье, Амурский и Хабаровский судостроительные заводы в Хабаровском крае получат заказы на 780 миллиардов рублей.
На этом хорошие новости закончились, потому что Дмитрий Рогозин в очередной раз раскритиковал темпы создания дальневосточного судостроительного кластера. Как заявил он, процесс идет с бюрократическими проволочками, а перспективные заказы тем временем уплывают за границу.
- Большинство из 25 действующих предприятий региона находится в сложном положении, а ряд заводов - на грани банкротства, - отметил вице-премьер. - Создание Дальневосточного центра судостроения, в который вошли три судостроительных и семь судоремонтных заводов, не привело к оздоровлению ситуации. Доля дальневосточных предприятий в общем объеме производства отрасли не превышает восьми процентов.
Сокращается и численность работающих на них. За последние пять лет их стало меньше на треть, сегодня в отрасли заняты около 13 тысяч человек.
Еще до начала Морской коллегии Дмитрий Рогозин лично познакомился с тем, как идет работа на одном из крупнейших и старейших заводов округа - Амурском судостроительном (АСЗ). К приезду правительственной делегации на предприятии готовились. В цехах пахло свежей краской, у входа гостей вместе с дирекцией встречали стройные работницы в новеньких спецовках.
Бригада комплектовщиц тоже ненадолго оторвалась от работы, чтобы посмотреть на визитеров, решающих судьбу предприятия.
- У нас на сборочном производстве работают в основном женщины, - рассказала корреспонденту "РГ" бригадир Наталья Русецкая. - Впрочем, труд вполне мужской: приходится иногда и тяжелые детали на руках переносить, чтобы быстрей установить их на корабль.
На этом заводе она, финансист по образованию, трудится уже 33 года. Говорит, построила за свою жизнь 15 подводных лодок класса "Варшавянка". Сейчас ей и коллегам тоже работы хватает - начальство регулярно напоминает, что чем раньше завод построит корветы для минобороны (сдача намечена на 2015 год), тем больше надежды, что он получит новые оборонные заказы.
При этом на предприятии не хватает квалифицированных рабочих.
- Местная молодежь не хочет сюда идти, потому что зарплаты низкие. Уезжают на заработки в другие регионы. Зато вахтовикам из Северодвинска, Керчи и Николаева платят хорошие деньги, - рассказывает работница завода Наталья Бирюкова.
Ее заработная плата - от 10 до 14 тысяч рублей. Чтобы получить максимальную сумму, нужно работать еще и по субботам. Для Комсомольска-на-Амуре, который приравнен к территориям Крайнего Севера, это уровень прожиточного минимума. Потому и конкуренты-соискатели в спину не дышат. Одно хорошо, радуются комплектовщицы, зарплату в последнее время стали выплачивать вовремя.
В одном из цехов, где на стапелях строится судно снабжения для "Газфлота" - "Остап Шеремет", вице-премьер пообщался с группой рабочих из Крыма. В конце марте они получили российские паспорта. Некоторые даже успели обзавестись на дальневосточной земле семьями. Теперь надеются на появление прямых рейсов в Симферополь. Желающих поработать на АСЗ, говорят, немало, а потому интересуются, будут ли новые заказы.
- У нас нет сомнений относительно перспектив. Президенту скоро будет представлен проект развития судостроения до 2050 года. Мы выходим на плановую загрузку предприятий, что удешевит производство и благоприятно отразится на зарплатах в отрасли, - пояснил Дмитрий Рогозин. - Если вы вовремя построите корветы, предприятие получит целую линейку оборонных заказов. К тому же принято решение проводить на Амуре дноуглубительные работы, что позволит строить на АСЗ суда большего водоизмещения.
Для предприятий Хабаровского края основными остаются именно заказы на военные корабли. Но пока,как отчитался на заседании Морской коллегии губернатор Вячеслав Шпорт, их крайне мало. Кроме двух корветов "Громкий" и "Совершенный", строят морской буксир, десять лет ремонтируют дизельную подводную лодку. Медленные темпы работы - не вина кораблестроителей.
- Неритмичное финансирование заказов приводит к переносу сроков и, в конечном итоге, к их удорожанию, - отметил губернатор. - Пример - сооружение корвета на Амурском судостроительном заводе. Корабль заложен в 2006 году. Из-за несвоевременного поступления средств стоимость работ увеличилась в два раза, а срок сдачи перенесен на 2015-й. Непостоянное финансирование задерживает и сроки ремонта подводной лодки.
Если же говорить об округе в целом, то приоритетным направлением для корабелов в ближайшие годы станет строительство флота и морской техники для освоения шельфа. По данным дальневосточных ученых, только для работы в рамках сахалинских нефтяных проектов потребуется до 20 стационарных платформ. И это не предел, так как в стадии определения запасов еще находятся шельфовые месторождения Магаданской области, Камчатского и Хабаровского краев, а также Чукотского АО. Для освоения шельфа требуются корабли разного класса. Перспективными для дальневосточных судостроителей станут суда снабжения и буксиры, маломерные ледоколы, танкеры и другая морская техника.
Планируется, что основная загрузка по таким контрактам будет у судостроительного комплекса "Звезда" в Приморском крае. Для этого в Большом Камне, где находится предприятие, должна быть построена современная крупнотоннажная верфь. По словам заместителя министра промышленности и торговли России Алексея Рахманова, первое судно заложат на новой верфи уже в 2016 году.