Российская газета: Акымбек Абдыкалыкович, прежде чем начать разговор о последних достижениях вашего учебного заведения, позвольте вас поздравить с присвоением звания "Лучший ректор 2013 года". Насколько мне известно, такой номинации в оценке деятельности вузов еще не было. Каким критериям нужно соответствовать, чтобы стать обладателем такого звания?
Акымбек Абдыкалыков: Такую оценку моей работе дали наши партнеры и СМИ, но в том, что я получил это звание, скорее не моя заслуга, а всего нашего коллектива и студентов. Один бы я ничего не сделал. Что же касается критериев, то учитывалось многое. Во-первых, наша научно-исследовательская работа. Во-вторых, процент трудоустроенности выпуск ников вуза - у нас он оказался самым высоким, ну и, наконец, тот факт, что мы впервые среди учебных заведений республики получили сертификат международной аккредитации наших образовательных программ. Наш университет является членом правления международной ассоциации строительных вузов стран СНГ. В 2013 - 2014 гг. созданы Российско-Киргизский консорциум технических университетов (РККТУ) и Ассоциация технических университетов Центральной Азии. Кроме этого наш вуз участвует в реализации 10 международных научно-образовательных проектов ТЕМПУС, пяти - ДААД и трех - ERASMUS. В конце 2013 года наши студенты и преподаватели приняли участие в международном фестивале-конкурсе дизайнеров, архитекторов и строителей Евразии в городе Стамбул. Они награждены специальным сертификатом и 22 дипломами I и II степеней. Общий объем привлеченных инвестиций составляет 12 миллионов евро. Сейчас в рамках проекта РККТУ шесть сту дентов и четыре магистранта проходят годовое обучение за счет федерального бюджета России в Московском государственном строительном университете (МГСУ), а 20 наших преподавателей прошли в этом вузе курсы повышения квалификации.
РГ: Чтобы готовить квалифицированных специалистов, важно совершенствовать учебный процесс и практическую базу. Какие изменения в этом направлении произошли в 2013 году?
АА: Хочу напомнить, что наш вуз подписал Великую хартию университетов, куда входят 750 высших учебных заведений из 80 государств. Сегодня КГУСТА - головной вуз-координатор сетевого университета стран-членов Шанхайской организации сотрудничества по подготовке магистров по IT-технологиям. Кстати, в прошлом году мы первые среди высших учебных заведений Киргизии прошли международную аккредитацию по этому направлению. Наши студенты участвовали в составе международных студенческих строительных отрядов "Сочи - 2014" при строительстве олимпийских объектов и автодороги Бишкек - Торугарт. Добавлю еще, что в июле 2013 года состоялось заседание киргизско-индийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. По условиям двусторонней договоренности КГУСТА выделен грант в 1 миллион долларов на модернизацию центра информационных технологий. В конце февраля текущего года в наш вуз приезжали индийские специалисты. Мы определили программы подготовки бакалавров и магистров по различным направлениям, а также обсудили вопросы организации краткосрочных курсов для педагогов по дистантной технологии ведения занятий по приоритетным специальностям. Обучение будет вестись в нашем университе те на английском языке.
РГ: Вы проводите большую работу по адаптации европейской системы аккредитации учебного процесса в странах Центрально-Азиатского региона. Расскажите об этом подробнее.
АА: В прошлом году наша делегация, и я в том числе, побывала в Германии. Там мы принимали участие в ярмарке фирм. Учащиеся КГУСТА успешно прошли собеседование с руководством некоторых известных компаний, чем обеспечили себе возможность пройти там практику в летнее время. Также мы посетили ряд строительных фирм и автомобильных заводов, в том числе концерн "Volkswagen". Наши студенты вот уже несколько лет проходят практику на этом знаменитом предприятии, а также на заводах в Швеции и Австрии. На встречах с европейскими партнерами мы договорились об открытии программы подготовки бакалавров в области высоких технологий по направлениям IT в биомедицине и банковском деле. Позже немецкая делегация побывала с ответным визитом у нас. Они проводили мониторинг киргизско-германского факультета информатики и подвели итоги финальной части проекта "Создание центра трансфера технологий". Кроме того, мы начали работу по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ Российской Федерации. Буквально на днях к нам прибыли преподаватели из Казанского архитектурно-строительного и федерального университетов, чтобы пройти стажировку по международным методикам преподавания. Россияне также предлагают ряд интересных программ. Например, по возведению так называемых "умных" домов, в которых предусмотрена особая система энерго- и теплосбережения. При их сооружении используются суперсовременные технологии и стройматериалы.
РГ: Бывают ли какие-то разночтения в образовательных программах?
АА: Совместно с рядом европейских и российских вузов мы разработали взаимно признаваемые учебные программы и методики преподавания. Поэтому тут у нас проблем нет. В прошлом году к нам приезжала группа студентов из Германии и Швеции, и они прекрасно справлялись со всеми заданиями, которые им давали наши преподаватели, а набранные кредиты (учебные часы) по предметам признавались в указанных вузах.
РГ: В вашем вузе сейчас действует новый регламент обучения студентов дистанционной формы обучения. Можно ли узнать о нем подробнее?
АА: Сразу хочу обратить внимание на то, что это не форма, а технология обучения. Она заключается в том, что профессора из Германии, Австрии, Швеции и России читают лекции в своих вузах, а наши студенты могут их прослушать в режиме онлайн в КГУСТА. У нас для этого имеется несколько лекционных аудиторий (телетичинг).
РГ: То есть можно с уверенностью сказать, что студенты вашего вуза осваивают самые передовые строительные технологии?
АА: В некоторых направлениях они даже преуспевают. Например, в обеспечении сейсмостойкости зданий и сооружений, дистанционном зондировании, а также возведении объектов в условиях высокогорья учащиеся КГУСТА считаются лучшими.
РГ: У вас разработана система мониторинга образовательной деятельности. Для чего она нужна и как это сказывается на учебном процессе?
АА: Сейчас во многих зарубежных вузах повышены требования к преподаванию предметов. Например, к знанию языков, а также последних достижений в той или иной области. То есть педагог должен владеть иностранными языками и свободно общаться со студентами. Кроме того, он обязан быть в курсе последних достижений в области преподавания той или иной дисциплины. Причем знания должны быть не только теоретические, но и практические. Сейчас профессора нашего университета работают независимыми экспертами при проведении профессионально-общественных аккредитаций в нескольких европейских и российских вузах. Это говорит об интеллектуальном уровне наших преподавателей. Мы должны обеспечить уровень качества знаний выпускников. На прошедшем недавно заседании ученого совета мы рассмотрели вопрос системы менеджмента качества учебного процесса, в частности его соответствия международным стандартам качества ИСО-9000, которые признются во всем мире. Если эти принципы будут работать у нас, то это положительно скажется на престиже нашего университета и его выпускников. Кроме того, Киргизия вот уже второй год как перешла на уровневую систему образования согласно Болонской декларации. Положение обязывает нас готовить высокопрофессиональные кадры.