Почему таможенники приходят с проверкой в магазины

Работу таможенных органов принято связывать с границей, однако фактически таможенники могут прийти с вопросами в магазин или на склад. Зачем нужны проверки "постфактум", "Российская газета" выяснила на примере регионов Северо-Западного федерального округа.

В прошлом году в рамках контроля товаров, уже покинувших таможенный пост, сотрудники Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) провели свыше 1,3 тысячи проверочных мероприятий. В среднем каждая проверка принесла государству 830 тысяч рублей в виде штрафов и дополнительно начисленных таможенных платежей.

К примеру, одна из архангельских транспортных компаний ввезла в Россию 43 пассажирских автобуса Volvo. Транспорт декларировался как вклад иностранного учредителя в уставной капитал общества с ограниченной ответственностью, поэтому импортер получил льготы при уплате таможенных пошлин. Однако проверка бухгалтерских документов и коммерческой отчетности показала, что четыре автобуса компания передала в аренду другим организациям, нарушив порядок применения льгот. Юридическое лицо обязали уплатить таможенные платежи на общую сумму свыше пяти миллионов рублей.

В Карелии проверки "по другую сторону границы" позволили выявить целую схему незаконного импорта снегоходов, квадроциклов и другой самоходной техники. В 2009 году жители Карелии ввезли в Россию 61 снегоход, в 2010 году - 105, в 2011 году - 184, а в 2012 году - уже 408. При этом регистрировать технику, как сообщает пресс-служба СЗТУ, владельцы не спешили. По состоянию на конец прошлого года на учете в Гостехнадзоре региона стояло не больше 10 процентов импортных снегоходов.

Как оказалось, зачастую транспортные средства ввозят физические лица якобы в личных целях, после чего товар продается через фирму-посредника. Фиктивный собственник позволяет продавцу сэкономить на уплате таможенных пошлин, ведь "растаможить" технику для собственных нужд дешевле, чем оформить этот же транспорт, указав в целях коммерческую деятельность.

Взамен физическое лицо получает комиссионное вознаграждение. На "растаможке" одного квадроцикла, к примеру, можно заработать около 10 тысяч рублей. Правда, потом есть риск стать фигурантом административного или уголовного дела. И заплатить разницу между таможенными платежами "для себя" и "для продажи" (в случае с квадроциклом она составляет несколько десятков тысяч рублей). Иногда незаконный ввоз транспортных средств может обернуться для фиктивного собственника куда более солидными штрафами. К примеру, карельская пенсионерка, которая оформила для "личного пользования" иномарку класса люкс мощностью 570 лошадиных сил, теперь должна государству три миллиона рублей. Надзорные органы решили узнать, зачем бабушке, которая подрабатывает сторожем, нужен спорткар. Подозрения оправдались: машину выставили на продажу в московском автосалоне почти сразу после ввоза в страну.

Впрочем, к добросовестным участникам ВЭД сотрудники подразделений контроля после выпуска (получения разрешения на использование) товаров приходят редко. Как правило, причиной таких проверок становятся технические ошибки при оформлении документов. А вот полулегальных импортеров и подозрительных граждан, которые слишком часто совершают крупные покупки за границей, проверять будут все тщательней.

- Мы решили уйти от принципа точечных проверок юридических лиц и заняться декриминализацией отдельных отраслей, - говорит начальник главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерий Селезнев. - Яркий пример - крупные изъятия продукции, которые мы проводили в прошлом и текущем годах по информации правообладателей.

В дальнейшем продавцы добровольно декларировали товар. Крупные проверки незаконных экспортеров леса проводило Сибирское таможенное управление. Если правонарушения происходят системно и по схожему сценарию, то и борьба с ними должна быть системной.

По итогам прошлого года сотрудники Северо-Западного таможенного управления начислили после выпуска товаров дополнительные штрафы и пошлины на общую сумму свыше 1,3 миллиарда рублей. При этом взыскать удалось порядка 877 миллионов.

- Дело в том, что нарушители, чтобы не платить штрафы и пошлины, стараются быстро уйти от ответственности, закрыть или реорганизовать фирму, - продолжает Валерий Селезнев. - Существуют механизмы ареста имущества, выставления авансовых платежей, но все равно процесс взыскания остается крайне сложным. Особенно это касается крупных доначислений, когда разговор идет о нескольких сотнях миллионов рублей.

Сегодня таможенным контролем после выпуска товаров в нашей стране занимается чуть больше 900 человек. В СЗТУ работает около 160 таких сотрудников. В таможенный объектив попадают не больше 10 процентов партий импорта. Как поясняют в ФТС России, выбору объектов контроля предшествует серьезная аналитическая работа. Помимо собственной информации, таможенники используют наработки правоохранительных и других контролирующих органов. Поводом для размышлений могут стать и сообщения в СМИ.

- Контроль после выпуска товаров позволяет снизить административную нагрузку на участников внешнеэкономической деятельности на этапе декларирования, - комментирует ситуацию заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России Руслан Давыдов. - Мы стараемся минимизировать издержки участников ВЭД в результате контрольных операций на границе. Но мы также понимаем, что общий "вес" таможенного контроля должен оставаться на определенном уровне, позволяющем обеспечить безопасность, решить задачи сбора средств в федеральный бюджет и защиты интеллектуальной собственности.

Справка "РГ"

Таможенные органы имеют право провести проверку в течение одного года после того, как товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Самые распространенные нарушения, выявляемые на этапе после выпуска товаров, связаны с недостоверным заявлением таможенной стоимости, неправильным указанием кода ТН ВЭД ТС, несоблюдением условий помещения товара под таможенную процедуру, нарушением прав интеллектуальной собственности.