- Бизнесу (особенно открывающемуся) это, безусловно, на пользу. С контролем открытия и закрытия счетов банки справятся лучше, а дублирование и раньше было излишним. Банкиры не пострадают, так как они давно обязаны сообщать налоговикам сведения о счетах, - уверен Дмитрий Ширяев, руководитель направления судебной практики аудиторско-консалтинговой группы "Уральский союз".
До вступления в силу закона N 52-ФЗ налоговые органы получали информацию об открытии счетов и возникновении прав на корпоративное электронное средство платежа (КЭСП) как от самих налогоплательщиков, так и от банков. Поправками устраняется дублирующая обязанность налогоплательщиков по направлению таких извещений. Идея снять с бизнеса обязанность по уведомлению налоговых органов об открытии счетов безусловно правильная, так как об открытии счета уведомление отправлял одновременно и банк (ст. 86 НК РФ), и налогоплательщик, в чем нет никакого смысла, говорит замглавы налоговой практики юридической компании "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Марк Ровинский:
- Таким образом, на возможность реализации мер налогового контроля изменения не влияют, так как обязанность уведомлять налоговые органы об открытии счетов для банков сохраняется. Хотя значение этого изменения не стоит переоценивать, речь идет об освобождении от обязанности совершить незначительное техническое действие при открытии счета.
С 1 мая 2014 года организации и индивидуальные предприниматели также не должны извещать о счетах и КЭСП Пенсионный фонд и Фонд социального страхования (согласно закону от 2 апреля 2014 г. N 59-ФЗ). Это давно назревшие поправки - двойное информирование государственных органов о счетах и КЭСП является нерациональным, считает партнер юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры" Егор Батанов:
- Еще в 2007 году Президиум ВАС РФ в постановлении от 2 октября 2007 г. N 1176/07 заявил о том, что проверка исполнения банками обязанностей по извещению налоговых органов об открытии счетов не может проводиться в форме выездной налоговой проверки. Фактически с этого времени проверки банков не проводились, поскольку НК РФ не предусматривал специальных форм налогового конт-роля для проведения таких проверок. Чтобы исправить это упущение, законодателю потребовалось почти 7 лет. Закон N 52-ФЗ предусматривает, что контролировать исполнение банками этих обязанностей будет ФНС в порядке, разработанном по согласованию с Центробанком РФ. Ожидается, что он будет схож с существующим порядком проведения выездных налоговых проверок.
Однако каким образом ФНС будет контролировать исполнение банками обязанностей, в частности, обязанностей по направлению уведомлений об открытии банковских счетов, по своевременной приостановке операций по счетам налогоплательщиков, пока непонятно. Несмотря на то что закон вступил в силу, новые правила контроля еще не обнародованы и должны быть разработаны на уровне подзаконного акта ФНС и ЦБ РФ.
Закон 52-ФЗ также предусматривает, что с 1 января 2015 года организации, применяющие УСН и ЕНВД, будут уплачивать налог на имущество организаций в отношении принадлежащих им объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
- Предприятия, применяющие УСН, обязывают уплачивать налог на имущество, от которого они сейчас освобождены. Причем уплачивать по кадастровой стоимости, о вольности определения и сложности оспаривания которой уже сейчас много споров. От упрощенной системы налогообложения при таком подходе скоро вообще ничего не останется, а малый бизнес будет загнан в тень надежно и надолго. Видимо, история с повышением взносов во внебюджетные фонды слишком быстро забылась, - отмечает Дмитрий Ширяев.
Специальные налоговые режимы в определенной степени могут утратить свою актуальность для отдельных налогоплательщиков, применяющих так называемую упрощенку и вмененку, поскольку им придется вновь уплачивать некоторые налоги, освобождение от которых было основной целью введения спецрежимов, добавляет Анна Арутюнян, юрист AstapovLawyers International Law Group. Очевидно, что это изменение существенно повлияет на малый и средний бизнес. Во многих случаях возросшие налоговые издержки будут переложены на конечного потребителя, резюмирует Марк Ровинский.
Закон N 52-ФЗ внес еще одну интересную поправку в Закон "О налоговых органах Российской Федерации". Из него изъяли право инспекторов истребовать у банков сведения, составляющие банковскую тайну. Поскольку о таком праве прямо не говорится в НК РФ, изменение редакции статьи 135.1 НК РФ об ответственности как раз за непредставление банками сведений налоговым органам выглядит довольно странно.