Сегодня предприятие является одним из лидеров авиационной и ракетной "оборонки".
Большая семья
Как считают на заводе, этому в немалой мере способствовала сама его история. В 1942 году сюда прибыла целая команда столичных специалистов. Среди них был и Михаил Стариков, только что окончивший Московский электромеханический техникум. Когда их высадили на берегу Камы, весь завод состоял из двух маленьких дизельных электростанций, недостроенного производственного корпуса да нескольких бараков. Первое, что пришлось сооружать вместе с остальными молодому электромеханику, - эстакаду возле железнодорожных путей. Поскольку даже оборудование выгружать было некуда. Но уже через пару месяцев завод выпустил первую партию авиационных электрогенераторов ГС-1000.
Какими усилиями это далось, говорит тот факт, что очень часто люди ночевали прямо в цехах. Со временем никто не считался, работали, пока в буквальном смысле не падали от усталости.
- Бывало и так, - рассказывает его супруга Валентина Старикова, - только придешь домой, ляжешь, и снова будят - срочно в цех. На карточку давали 600 граммов хлеба в день. Это и было главное богатство. Суп в столовой из капусты вперемежку с крапивой да одна картошина на весь котел.
9 мая, когда объявили о Победе, никто не работал. Все собрались на заводской площади, плакали, смеялись, обнимались и пели. Правда, на военном положении завод оставался вплоть до 1947 года. Тогда из Сарапула начали потихонечку уезжать столичные специалисты. Но не все. Например, остался Михаил Стариков, поскольку за тяжелые военные годы сроднился с заводом и даже успел жениться. Вместе с ним не стали уезжать и многие его земляки. Но уже тогда стало ясно, что остановить отток специалистов можно лишь одним способом - строить жилье и развивать инфраструктуру. Вечно жить в бараках люди не могут, тем более к тому времени на заводе возникло немало семей, родились дети. Так начались первые заводские династии.
Сегодня их на сарапульском электрогенераторном - сотни. Как рассказал директор по социальному развитию предприятия Александр Черных, стаж некоторых насчитывает не одну сотню лет. Объясняется это просто. На заводе работают не только родители и дети, но и внуки. Можно сказать, завод превратился в одну большую семью.
А самое главное, за счет создания социальной инфраструктуры удалось удержать тот костяк специалистов, который в дальнейшем стал задавать тон всему заводу. Военная закалка, помноженная на достаточную образовательную подготовку, дала такой результат, что, когда закончилась война и многие предприятия стали перестраивать на выпуск мирной продукции, команда управленцев СЭГЗ добилась, чтобы завод остался в авиационной промышленности. Война доказала, что он способен выпускать качественную продукцию в значительных объемах и здесь есть профессиональные специалисты.
Я поведу тебя в музей
Если пойти по заводскому музею, можно увидеть лишь малую толику того, что выпускает сегодня СЭГЗ. Как говорит технический директор Валерий Суров, сегодня ни один самолет в России не поднимется в небо без агрегатов энергоснабжения производства Сарапульского электрогенераторного. В номенклатуре его продукции представлены электронные блоки, которые управляют энергоснабжением и защищают бортовую сеть самолета, вся гамма генераторов как с воздушным, так и жидкостным охлаждениеме коллекторных, бесколлекторных и бесконтактных машин с вращающимися диодами. Сегодня предприятие выпускает самые современные генераторы, которые изобрела наука.
Еще одно в прямом смысле заметное направление - светотехнические системы. Начиная с огней, которые определяют контур самолета (их мы видим с земли), и заканчивая посадочными, рулежными и прочими фарами. Они при малых габаритах, весе и потреблении электроэнергии дают мощный свет. СЭГЗ является абсолютным монополистом по выпуску токосъемников для вертолетов. Это уникальные устройства, которые передают энергию от невращающейся части летательного аппарата на вращающуюся.
Вообще уникальные изделия, за которые не берутся другие предприятия, - конек СЭГЗ. Это, в частности, различные гидравлические агрегаты, управляющие рулями и другими системами современных ракет-носителей, требующие высочайшей точности, измеряемой микронами. Именно сарапульскому заводу было поручено их производство. А сейчас он работает над системами для перспективных аппаратов, которым еще только предстоит стать будущим российского космоса. Об этом "РГ" подробно рассказывала накануне Дня авиации и космонавтики ("СЭГЗ: полет продолжается!" в N 79 (6351) от 8 апреля).
Сделано в Сарапуле
Не менее любопытны и агрегаты гражданской продукции, которые сегодня производит СЭГЗ. Перечень их весьма обширен.
В 1991 году завод приступил к производству асинхронных электродвигателей, предназначенных для работы во взрывоопасных условиях. Они используются в промышленных вентиляторных установках, приводах в оборудовании химической, пищевой и нефтегазовой отраслях, топливораздаточных колонках. Здесь помимо прочих предъявляемых к такой технике условий требуются и повышенные, в силу специфики, меры безопасности.
В 1956 году предприятие выпустило первую партию электрокаров. Новая продукция ЭГЗ имела спрос не только в Советском Союзе, но и поставлялась на экспорт. С тех пор сарапульские электротележки можно увидеть на вокзалах и в аэропортах, в складских комплексах и на промышленных предприятиях. Хорошая маневренность, удобство управления и отсутствие вредных выхлопных газов делают электрокары эффективным средством транспортировки грузов. В настоящее время завод выпускает новые модификации электротележек, в том числе оборудованные удобной кабиной для водителя. По заказам потребителей что только не придумывают заводские умельцы: тележки с высокими бортами, с тентом, с ковшом для бетона и даже с платформой для перевозки скота.
На совершенно новый уровень технологий, что касается гражданской продукции, завод вышел, приступив к производству двигателя к электроусилителю руля для отечественных автомобилей. Сложность была в том, чтобы сделать нехарактерный для предприятия низкоскоростной точный двигатель, который работал бы без редуктора. Конечным потребителем автоагрегатов на основе этих двигателей является ОАО "АвтоВАЗ". Компоненты ОАО "СЭГЗ" на последних разработках - автомобилях "Калина" и "Приора".
На 2014 год Ижевским автомобильным заводом запланировано производство автомобилей новых моделей - LADA Granta хэтчбек и марки Nissan. Достигнуто соглашение по поставке на эти модели электроусилителя руля двигателей производства ОАО "СЭГЗ".
Эти заказы говорят о том, что "оборонка" способна выпускать гражданскую продукцию высокого качества при минимальной себестоимости и, соответственно, цене для покупателя. Если сначала на изготовление двигателя для электроусилителя руля уходило 50 нормо-часов, то теперь, с применением новейших технологий в производстве, - чуть меньше трех.
Еще одна значимая тема гражданской продукции на электрогенераторном - лифтовое оборудование. В 2004 году завод выиграл тендер на право стать поставщиком компании "Щербинка Отис Лифт", входящей в международную лифтовую корпорацию OTIS. Сегодня завод осуществляет поставку электродвигателей для лифтовых лебедок и совместно с компанией ООО "Веллифт" производит редукторные лифтовые лебедки.
"Секрет" СЭГЗ
На вопрос, в чем секрет успеха предприятия генеральный директор ЭГЗ Сергей Мусинове отвечает просто:
- Секрет успеха в трех определяющих факторах. Во-первых, на протяжении непростых 90-х годов мы не просто выжили, нам удалось не утратить ни одной технологии и сохранить коллектив специалистов. Во-вторых, сегодняшняя взвешенная политика российского руководства способствует развитию ВПК - утверждены государственная программа развития авиации, программа вооружений. И в-третьих, устойчивое развитие предприятия обеспечивает команда. Завод идет по пути инновационного развития. Мы активно внедряем современные технологии производства, укрепляем материально-техническую базу, осваиваем новые виды продукции и новые рынки. Высокая квалификация топ-менеджеров и среднего управленческого звена позволяет решать серьезные стратегические задачи и обеспечивает уверенность в будущем. На предприятии сохранена традиция преемственности поколений. Это ключевая часть корпоративной идеологии компании, основанная на принципах личной ответственности каждого члена коллектива за достижение поставленных целей.
Мысль генерального директора развивает технический директор ЭГЗ Валерий Суров:
- Инновации - это краеугольный камень нашей работы. Все, что делается на предприятии в плане модернизации и техперевооружения, мы рассматриваем через призму новейших достижений научно-технического прогресса. Приобретается оборудование с максимальными технологическими возможностями, потому что без него невозможно выпускать изделия, соответствующие современному техническому уровню, и успешно конкурировать на рынке.
А директор производства Сергей Кононин дополняет ответ на вопрос со своей точки зрения:
- Стабильности способствует слаженная работа коллектива, а также информационная система планирования и отчетности, которая учитывает движение деталей, сроки изготовления узлов и комплектующих по всей технологической цепочке, позволяет выявить и своевременно реагировать на любые отклонения от заданного режима работы. У нас налажен учет незавершенного производства, система планирования обеспечивает возможность руководителям всех уровней принимать правильные решения и задавать единый ритм работы всем подразделениям.
Итог размышлениям подводит директор по качеству Александр Тарасов:
- Все это правильно, но качество - прежде всего.
Неудивительно, что изделия Сарапульского электрогенераторного завода востребованы сегодня в прямом смысле в небе и на земле.