"Сейчас в России существуют и действуют два абсолютно недооцененных правовых института: институт медиации и третейское судопроизводство, - заявил недавно сенатор Константин Добрынин на слушаниях в Совете Федерации, посвященных законопроекту минюста. - Несмотря на то, что в настоящее время в России зарегистрировано около 1500 третейских судов, нельзя сказать о том, что данная форма получила большую популярность и доверие. Многие из действующих судов малоэффективны - существующие так называемые карманные суды. Это связано в том числе и с недостатками законодательного регулирования в этой сфере".
Проект минюста предлагает изменить правовые подходы. В итоге число частных арбитражей - третейских судов, может быть сокращено, а создаваться они смогут в основном при некоммерческих организациях. Хорошо работающие третейские суды, а также институт медиации может разгрузить судебную систему. "Несмотря на свою безусловную необходимость, медиация развивается медленно. Топчется на месте, - говорит Константин Добрынин. - Статистика чудовищна: за 2012 год рассмотрено 11 дел с участием медиаторов, за 2013-й - 10 дел. А у нас в стране на сегодняшний день более 25 миллионов обращений в суды, поэтому проблема в том, что народ не знает об альтернативных механизмах разрешения споров и не пользуется ими. Это также говорит и о низком уровне правового просвещения у нас в стране, вот им и надо заниматься". По его словам, "круглый стол" в Совете Федерации по новому проекту минюста о третейском судопроизводстве оказался бурным и продуктивным. "Самое главное - получилось создать дискуссию, в которой вырабатываются разумные предложения, - сказал Константин Добрынин. - Отдельного позитивного упоминания заслуживает позиция министерства юстиции и лично заместителя министра Елены Борисенко, которая практически в прямом и ручном режиме готова была редактировать документ и с ходу обсуждать предлагаемые пути решения".
В свою очередь вице-президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко отметил существующую проблему путаницы в понимании термина "арбитраж", который законопроект реабилитирует. "К большому сожалению, этот термин был использован какое-то время не по назначению и возникла некоторая путаница в головах и практикующих юристов, и ученых, которые не могли найти связи между арбитражем и третейским разбирательством", - сказал Пилипенко. Законопроект же четко определяет, что частный арбитр и третейский судья - это по сути одно и то же.