Так считает постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов. "Я ничего не исключаю, - говорит он, - если проблема газовой задолженности, которая составляет порядка 3,5 миллиарда долларов, не будет своевременно урегулирована". Завтра эта тема, уверены аналитики, станет предметом обсуждения на экспертной трехсторонней встрече России, ЕС и Украины.
Российский министр энергетики Александр Новак накануне уже объявил, что Россия вводит для Украины предоплату за газ, поскольку "Нафтогаз" так и не расплатился в срок за апрельские поставки. Он истек 7 мая. Наши партнеры в ответ дали понять, что готовы заплатить в течение десяти дней, но по старой цене, то есть не по 485 долларов, а по 268,5 доллара за тысячу кубов. "Газпром" оставил это заявление без комментариев.
Платить надо, как это предусмотрено контрактом. И принимать решение Киеву все равно придется. Альтернативы российскому газу сегодня нет ни у Украины, ни у Европы. Утверждение схемы реверсных поставок газа в незалежную из Старого Света, уверен Чижов, "является чисто символическим решением". Даже если этот проект будет по карману Киеву, без нашего топлива не обойтись. Да и уповать на поставку американского сжиженного газа пока не стоит. "Можно с уверенностью сказать, что его стоимость будет если и не в полтора раза, то как минимум на 30 процентов дороже российского. И не стоит думать, что США забудут о собственных интересах", - предупреждает дипломат.
По разным оценкам, соглашаются эксперты "РГ", стоимость сжиженного газа (СПГ), особенно если говорить о сланцевом газе из Нового Света, выше почти на 60 процентов. Откуда такая разница? Во-первых, само "производство" стоит денег. А дальше уже начинается голая математика. Одна погрузка СПГ на судно-газовоз обойдется 65 долларов за тысячу кубов газа. Прибавьте к этому транспортные издержки, аренду лоцманов.
Идем дальше. Газовоз прибыл в порт и топливо перекачали на установку, где будет происходить регазификация. Этот процесс стоит от 10 долларов за тысячу кубов. Потом конечный продукт необходимо доставить потребителю по стандартным трубопроводам. Внимание - вопрос! Почему газ, прошедший все это, должен стоить дешевле обычного? К тому же в Европе нет достаточного количества резервуаров, чтобы принимать импорт, а за океаном - терминалов по сжижению топлива.
А себестоимость сланцевого газа в Новом Свете составляет 115 долларов за 1000 кубометров, говорит президент Российского газового союза Сергей Чижов. А у нас от 7 до 20 долларов, в зависимости от месторождения. Тем не менее лидеры G7 все-таки планируют в июне на саммите в Брюсселе согласовать план действий на случай, если зимой Украина останется без нашего газа, информирует британская газета The Independent.
В Европе понимают: любое ограничение импорта энергоносителей из России немедленно скажется на ценах. Поэтому по всей Европе планируется построить новые терминалы для сжиженного природного газа. А США обещают снять ограничения на экспорт сланцевого газа. ЕС также обсуждает прокладку новых газопроводов с запада на восток и из Африки в Европу. Все это замечательно. Но реальные изменения на европейском газовом рынке произойдут не ранее 2020 года, уверен начальник управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин. И до этого времени ничем и никто не сможет заменить наш газ. Сейчас, считает Курдин, самое большее, чем Запад может помочь Украине, - дать денег на оплату российского газа.
Терминалы для СПГ в США будут входить в строй с 2016 года. Постепенно поставки будут наращиваться. К тому времени у ЕС не будет проблем и с инфраструктурой для приема и передачи потребителям американского газа. Впрочем, даже через шесть лет совсем отказаться от нашего топлива Европа не сможет - по крайней мере 15 процентов рынка точно останется за Россией, уверен Александр Курдин. А может, и значительно больше. Два члена "большой семерки" - Италия и Франция - подтвердили, что окажут поддержку проекту газопровода "Южный поток", который идет в обход Украины. Напомним, с ним "Газпром" связывает надежду на увеличение своей доли на европейском рынке. Сейчас она составляет около 30 процентов и более 50 процентов на Украине.