Он рассказал, что в Англии осталось всего несколько трамвайных линий, и только недавно жители туманного Альбиона осознали, что они теряют, и решили возродить этот старый вид транспорта.
Когда в Казани встал вопрос, отказаться от трамваев в пользу автобусов или нет, большинство высказалось за их сохранение. Правда, было решено, что исторический центр трамваи покинут, так как линии проходили по таким узким улицам, что проехать по ним без заторов можно было лишь очень поздно, либо в дни, когда казанцы выезжают на дачи. К Универсиаде 2013 года в городе появились новые скоростные линии: трамвайным путям выделили отдельные полосы, и их пути с автомобильными дорогами пересекались разве что на перекрестках. Если бы не заторы и аварии в этих местах, то добраться на скоростном трамвае можно быстрее, чем на другом транспорте.
Обновив линии, в городе не могли пустить по ним старые вагоны. И когда речь зашла о покупке новых трамваев, вне конкуренции оказалось предложение "Белкоммунмаша". Казанские власти договорились о покупке 40 вагонов трехсекционных и односекционных трамваев. В народе длинные трамваи моментально получили название "гусеничка".
Казанцы уже забыли те времена, когда трамваи приходилось ждать по полчаса, а потом брать штурмом забитые вагоны. "Гусеничка" вмещает всех, кто стоит на остановке, и мчится быстрее автобусов, которые не застрахованы от заторов. Но главное достоинство белорусских трамваев, которое отметили горожане, - в вагонах тепло зимой и нежарко летом.
Корреспондент "СОЮЗа" проехалась в новом вагоне и отметила, что стекла трамваев затонированы, как у дорогих иномарок, поэтому даже в самую жару пассажиры, которые занимают места у окна, не страдают от палящих лучей. А от холода их спасают не только тканевые кресла, которые, в отличие от пластиковых или сидений из кожзаменителя, хранят тепло, но и современная система обогрева, которая равномерно распределена по всему вагону.
Знали бы казанцы, что впервые отапливать вагоны трамваев стали 110 лет назад, когда их оснастили электрическим отоплением. Больше всего, как писали в газетах тех лет, радовались кондукторы, которым больше не приходилось греть руки, прежде чем выдать билет и записать его в контрольную книжечку. Правда, тогда температура в вагоне не поднималась выше девяти градусов, да и тепло давали лимитированно - только до четырех часов вечера, в то время как трамваи работали до девяти.
Что и говорить про неудобные высокие ступеньки и тесные вагоны! В современных трамваях все сделано для того, чтобы у пожилых пассажиров, мамочек с колясками и людей с ограниченными возможностями не было никаких проблем с посадкой.
- Все трамваи низкопольные и оборудованы откидными пандусами, - говорит главный инженер наземного транспорта МУП "Метроэлектротранс" Алексей Советов. - В салоне есть специальные места для людей с ограниченными возможностями, которые оборудованы поручнями и кнопкой связи с водителем. Вагоны просторные, так что никто никому не мешает, и пассажирам довольно комфортно.
Все вагоны оборудованы панелью с бегущей строкой, которая подсказывает, какая сейчас будет остановка. Удивительно, но в новых трамваях - нешумно, нет привычного стука колес.
По словам директора МУП "Метроэлектротранс" Асфана Галявова, после обновления подвижного состава им удалось сократить время ожидания трамвая на остановке. Так что дольше пяти-шести минут стоять не придется. Правда, они по-прежнему не застрахованы от простоев из-за аварий на перекрестках. Хорошо, что они с каждым годом сокращаются, так как Госавтоинспекция быстро реагирует на подобные ДТП.
В Суконной слободе Казани стоит на приколе трамвай N 24, который курсировал по городу в довоенное время. Этот вагон не случайно выбрали экспонатом для музея под открытым небом. В 30-е годы его водил уроженец Беларуси Иван Кабушкин. Из трамвайного депо его проводили на фронт, а в 43-м узнали, что он геройски погиб в плену. Спустя двадцать лет Ивану Кабушкину посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Сейчас казанское трамвайное депо N 1 носит имя легендарного вагоновожатого.