- Обычных пользователей спутниковой навигации интересуют только две ее характеристики: доступность услуги и точность своего местоопределения.
С первой характеристикой проще. Орбитальная структура любой из глобальных навигационных спутниковых систем выбрана так, чтобы услуга местоопределения была доступна всегда и везде, но только на открытой местности. В городских условиях, когда часть неба закрыта зданиями, этот показатель существенно снижается: до уровня шестьдесят процентов и ниже. Это когда используется одна система, например, только ГЛОНАСС или только GPS. Решение проблемы - использование двух систем или мультисистемное навигационное оборудование, например, оборудование ГЛОНАСС/GPS. Потребители, использующие сигналы от двух и более навигационных систем, даже в городских условиях имеют показатель доступности сто процентов. Именно по этой причине с 2012 года оборудование ГЛОНАСС/GPS стало мировым потребительским стандартом: просто это выгодно для пользователей смартфонов, планшетов, автомобильных терминалов и других гаджетов. Со второй характеристикой - точностью (ошибкой) местоопределения, ситуация сложнее. Эта ошибка складывается из четырех основных составляющих. Первая составляющая - инструментальная погрешность самого оборудования пользователя: у дорогого профессионального, например, геодезического, она составляет миллиметры, у обычного смартфона - метры.
Вторая составляющая определяется флуктуациями прохождения навигационного сигнала от спутника до оборудования потребителя. Это дает погрешность более 1 метра в местоопределении. Для ее устранения пользователи, если им это необходимо, могут использовать более дорогое двухчастотное навигационное оборудование.
Третья составляющая связана с погрешностями работы оборудования самого спутника, главным образом, бортового источника частоты - атомных часов, которые являются "сердцем", каждого навигационного аппарата. Вклад этой составляющей в погрешность также более одного метра. Последняя, четвертая, составляющая - отклонение фактических характеристик движения навигационного спутника от прогнозных, которые и передаются в навигационном сигнале спутников GPS, ГЛОНАСС, Galileo или BeiDou. Очевидно, что точность прогнозной модели должна быть очень высокой - допустимые ошибки измеряются сантиметрами на интервале прогнозирования в несколько суток.
Сложность последних двух составляющих в том, что погрешности работы оборудования спутников и параметры прогнозной модели постоянно меняются в силу влияния множества физических факторов - внутренних и внешних. Значит, нужны инструменты для их постоянного уточнения. Таким инструментом и являются наземные станции калибровки сигнала, которые желательно равномерно распределить по всей поверхности Земли.
Разработчики системы GPS решают эту задачу уже более 25 лет - сейчас у них сотни таких станций в самых разных странах. В 1990-х они появились и на территории России, в рамках реализации различных научных программ.Очевидно, что в случае закрытия (или изменения принципов работы) 11 "научных" станций GPS на территории России (что является "симметричным ответом" на запрет американской стороны разместить аналогичные по функционалу станции ГЛОНАСС на территории США), ни точность услуг местоопредления, ни тем более их доступность для пользователей спутниковой навигации не изменятся. Потребители этого даже не заметят, особенно те, кто пользуется двухсистемным оборудованием GPS/ГЛОНАСС.