Глава правительства провел селекторное совещание по сбалансированности бюджетов субъектов Федерации. "Ситуация, прямо скажем, не радует", - заметил премьер-министр Дмитрий Медведев. На 1 января 2014 года общий долг регионов достиг 1,7 триллиона рублей, 40 процентов которых приходится на коммерческую задолженность. В отдельных случаях задолженность превышает 80 процентов от всех налоговых доходов региональной казны. Долги накапливаются в условиях увеличивающегося дефицита региональных бюджетов - в 2013 году он вырос в 2,3 раза до 642 миллиардов рублей.
- Очевидно, что многие регионы по-прежнему зависят от финансовой помощи из федерального центра, - констатировал председатель правительства. - Недостаточно активно решаются задачи улучшения инвестиционного потенциала, укрепления собственного налогового потенциала, сохраняются и неэффективные бюджетные расходы, и траты на содержание избыточного имущественного комплекса.
Не устраивает федеральное правительство то, как регионы нерационально подходят к бюджетному планированию в целом и к финансовому обеспечению "майских указов" президента в частности. "Поставленные президентом в указах задачи потребовали дополнительного привлечения финансовых ресурсов, но при этом следует более внимательно относиться к источникам заимствований, стоимости обслуживания долга, более равномерному его распределению в соответствии с ожидаемыми поступлениями доходов", - подчеркнул Медведев.
Также прозвучал призыв к регионам, чтобы они еще раз оценили эффективность предоставляемых налоговых льгот. "Льготы, которые действительно не стимулируют инвестиционную активность, - их нужно пересматривать или просто от них отказываться", - считает глава кабмина.
Со своей стороны Белый дом готов сделать ряд шагов, чтобы помочь субъектам Федерации. "Правительство выйдет с инициативой увеличить объем бюджетного кредитования на 100 миллиардов рублей и также предусмотреть еще 25 миллиардов на сбалансированность региональных бюджетов", - сообщил премьер, добавив, что объем поддержки может быть скорректирован при прохождении инициативы через парламент.
- Рассчитываю, что Минфин вместе с другими ведомствами сделает соответствующие предложения о том, как решить, если не за один год, то во всяком случае в текущей перспективе, долговую проблему регионов, - обратился Медведев к руководству министерства.
- Именно решить, в том числе путем замещения дорогих коммерческих кредитов более дешевыми бюджетными кредитами.
Министр финансов Антон Силуанов сообщил, что его ведомство уже договорилось с крупнейшими банками России не просто о рефинансировании коммерческих кредитов регионов, но и о снижении ставки по ним. "В целом договорились, чтобы банки кредитовали регионы под процентную ставку не выше, чем ставка ключевая плюс 1,25 процента годовых", - уточнил Силуанов.
К особо крупным "должникам" предлагается применять повышенные требования с точки зрения бюджетной политики. "У нас действительно 37 субъектов сегодня имеют долг больше 50 процентов от налоговых и неналоговых доходов, - подтвердил глава Минфина. - Для таких регионов нужно установить повышенные меры ответственности. Здесь мы считаем, что необходимо ограничить такие регионы по объемам дефицита и по механизмам принятия бюджета".
Также кабинет министров утвердил исполнение бюджета в 2013 году. "Доходы за прошлый год опередили прогнозные примерно на 1 процент и составили чуть более 13 триллионов рублей, - сообщил Дмитрий Медведев. - Израсходовали мы тоже чуть больше 13 триллионов, а дефицит составил 323 миллиарда. Это меньше, чем мы предполагали". Отдельно глава правительства отметил высокий уровень кассового исполнения расходов - 99,1 процента, - пожелав, чтобы такая же тенденция сохранилась и в текущем году.
- Макроэкономическая стабильность была обеспечена, с другой стороны - все социальные обязательства нами были выполнены. И это, наверное, главный итог, - заявил премьер-министр.
Впрочем, качество бюджетного планирования все равно требует совершенствования, настаивает Минфин. Больше всего министерство беспокоит дефицит ненефтегазовых доходов, который приходится покрывать за счет доходов от продажи углеводородного сырья. Причина - в снижении темпов экономического роста. При прогнозе 3,7 процента экономика в 2013 году выросла всего на 1,3 процента. "Это привело к тому, что объем ненефтегазовых доходов сократился на 454 миллиарда рублей", - напомнил глава Минфина.
По словам министра, если бы бюджетное правило честно соблюдалось, то Резервный фонд в прошлом году пополнился не на 112 миллиардов, а на 982 миллиарда рублей. "Но поскольку бюджетное правило предусматривает замещение выпадающих ненефтегазовых доходов в источниках финансирования за счет нефтегазовых, большая часть была направлена на это замещение", - заметил он.
- Мы видим, что, по итогам исполнения прошлого года, все-таки нужно базироваться на консервативном прогнозе, не завышая наши ожидания, чтобы не тратить нефтегазовые доходы и не замещать ими недопоступление ресурсов ненефтегазовых доходов и источников финансирования дефицита бюджета, - сделал Силуанов главный для Минфина вывод.