Лизинг станет драйвером автомобильного рынка в 2014 году
В Европе и США, помимо автокредита и приобретения автомобиля за наличные, существует еще один способ покупки - автолизинг для физических лиц. Его доля в общем объеме розничных продаж новых автомобилей составляет в разных странах от 10 до 25%. Однако в России доля автолизинга для физических лиц сегодня ничтожно мала. Тем не менее, по словам генерального директора компании "Контрол лизинг" Дмитрия Тимофеева, в течение 2014-2018 гг. количество автомобилей, приобретаемых по программам автолизинга, может вырасти до 10% от общего объема продаж новых машин, потеснив автокредиты.
Тимофеев уверен, что автолизинг подходит для активных автолюбителей, меняющих "железного коня" каждые три года, то есть тогда, когда заканчивается срок гарантии, начинаются поломки, стоимость ТО становится выше, а на рынке появляются новые, более современные и технологичные автомобили. Автолизинг позволяет потребителю приобрести новую машину с минимальными ежемесячными расходами, оптимизировать собственный бюджет содержания автомобиля, включив в платежи большинство последующих расходов (продление страховых полисов, комплект зимней резины, ее хранения и монтажа, а также стоимость обязательного регламентного ТО). Кроме того, автолизинг дает возможность проще и быстрее избавиться от автомобиля по окончании срока договора, поскольку процесс продажи старого автомобиля перекладывается на лизинговую компанию.
Приобретая автомобиль в лизинг, можно сэкономить до 50% от размера ежемесячного платежа по сравнению с банковским автокредитом за счет уменьшения суммы лизинга на размер остаточной стоимости автомобиля. Также в зависимости от компании-лизингодателя покупатель может получить существенную скидку на автомобиль, так как салон продает машину не частному лицу, а компании. Именно она, кстати, ставит машину на учет.
Вице-президент автохолдинга Major Auto по финансам Ярослав Бобрович рассказал "РГБ", что автолизинг в первую очередь интересен автолюбителям, получившим отказ в банке ввиду отсутствия официального источника дохода, плохой кредитной истории или возрастных ограничений. Помимо лиц, получивших отказ в автокредитовании, лизинг заинтересует потребителей, желающих приобрести автомобиль без крупных единовременных затрат собственных средств. Продукт также актуален для госслужащих, которые смогут пользоваться автомобилями премиум-класса, не приобретая их в собственность.
Тем не менее автокредиты знакомы россиянам уже давно, а вот автолизинг всегда был в первую очередь продуктом для юридических лиц. "Розничные автолизинговые сделки единичны, - полагает Дмитрий Тимофеев. - На практике лизинговые компании, как правило, требуют оформления сделки через компанию или на индивидуального предпринимателя, что не является розничной услугой. Либо на момент заключения договора не фиксируют выкупную стоимость автомобиля и обязывают к концу срока договора выкупить автомобиль или обменять его на новую машину в лизинг. Очевидно, в этой ситуации потребитель может рассматривать сделку как сопряженную с высоким для себя риском и обращается к более понятным и проверенным инструментам, например, автокредитам, несмотря на больший ежемесячный платеж и неудобство последних. Как правило, обязательность первого взноса, возможность включить в тело кредита только страхование за первый год обслуживания, отсутствие сервисных опций, так как банки только выдают деньги".
Развитие сегмента автолизинга в 2014 году будут определять два основных фактора: динамика валютного курса и доступ к фондированию, ограничившийся в начале 2014 года. По мнению генерального директора лизинговой компании "ТрансФин-М" Дмитрия Зотова, в условиях сокращения доступности финансовых ресурсов банки, а вслед за ними и лизинговые компании, повышают ставки: "Отдельные компании уже были вынуждены приостановить реализацию новых проектов. Лизинговые ставки подняли даже госкомпании, у которых традиционно нет проблем с ликвидностью. Наряду с повышением ставок наметилась тенденция к ужесточению требований к финансовому состоянию лизингополучателей. Новых клиентов рассматривают "через лупу"".
Помимо доступности заемных финансовых ресурсов на рынок лизинга автотранспорта значительное влияние оказывает и ослабление курса рубля. В этой ситуации, по словам Зотова, рост цен на ввезенные в этом году автотранспорт и спецтехнику иностранного производства составит около 15%, что не может не отразиться на покупательской способности клиента. Так, по итогам 1 квартала 2014 года объем продаж новых легковых автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2013 года снизился на 2%. Зато есть и небольшой плюс: на фоне роста цен на иностранные марки более привлекательной станет техника российского производства.