К сожалению, тот базовый принцип, который декларируется основными направлениями налоговой политики - неувеличение налоговой нагрузки в отношении малого бизнеса, - давно не соблюдается. Каждый год чреват новыми неожиданностями. То растут социальные платежи, то кардинально меняются принципы упрощенных режимов. Уровень фискальной нагрузки на малый бизнес сегодня существенно выше того, который обозначен в тексте как средний по экономике, больше, чем показывает официальная статистика.
Необходимо сравнивать нашу налоговую систему не столько с ОЭСР, сколько с теми юрисдикциями, которые являются нашими прямыми конкурентами. Мотивов для размещения нового производства в РФ практически нет.
По данным Doing Business, Россия занимает 92-е место в рейтинге легкости ведения бизнеса, Казахстан, - 50-е, Белоруссия, - 63-е место. В рейтинге комфортности налогообложения Doing Business Россия занимает 56-е место, тогда как Казахстан находится на 18-м месте. По данным Doing Business, налоговая нагрузка в России составляет 50,7%, в то время как в Казахстане 28,6%. Если это не поменять, скоро в стране останутся только предприятия, добывающие сырье, и розничная торговля, привозящая товары, произведенные в соседних юрисдикциях, в том числе на предприятиях российских предпринимателей.
В тексте налоговой политики отсутствуют положения о страховых взносах. Эти платежи не являются налогами, однако то, как увеличивают взносы фискальную нагрузку на предприятия, необходимо регулировать и прогнозировать. Мы, безусловно, за возвращение ставки социальных платежей на уровень 14 процентов для малого бизнеса.
Предлагаем также вернуть единый социальный налог вместо того, чтобы наделять Фонд социального страхования и Пенсионный фонд полномочиями и функциями налоговых органов. Это, безусловно, сэкономит бюджетные деньги и не вызовет нового витка роста контрольно-надзорного пресса на малый бизнес. То есть того, чего мы так боялись еще в процессе обсуждения отмены ЕСН. Возвращение налогового статуса этим платежам снизит рост задолженности перед фондами.
В основных направлениях налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов отсутствуют положения, направленные на стимулирование развития и решения проблем малого и среднего предпринимательства. Отсутствие этого раздела окажет негативное влияние на поведение предпринимателей. Необходимо прямо указать на сохранение ЕНВД как удобного и понятного малому бизнесу налога. Это не вызовет каких-либо потерь бюджета, но будет важным сигналом для бизнеса.