До конца года планируется внедрить систему мониторинга в местах международного почтового обмена в городах-миллионниках, в том числе и в аэропортах московского и питерского почтовых узлов, в сортировочных центрах, транзитных узлах и отделениях перевозки почты при аэропортах. В частности, систему опробуют во Владивостоке, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону. Появится примерно 220 точек автоматического контроля почтовых отправлений, где будут стоять специальные модули автоматической регистрации контрольных писем.
На письма будут наклеивать метки с микрочипом и "антенной". Это и есть RFID-метка. Она позволяет с помощью радиосигнала автоматически идентифицировать письма, грузы, товары, определять их местонахождение. На пунктах автоматической регистрации посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в RFID-метках. Поэтому кроме метки для нормального слежения за корреспонденцией любая RFID-система включает в себя еще и считывающие устройства.
В ряде магазинов на товары наклеивают такие метки, чтобы знать не только на какой полке они находятся на складах, но и получить сигнал, в случае если его хотят унести, не оплатив. Расходы на метки оправдывают себя, учитывая, что они продаются рулонами, и цена такой упаковки, где не менее ста меток, может быть даже меньше ста рублей. Конечно, цена колеблется в зависимости от того, на какое расстояние метка должна подавать сигнал, отмечают эксперты.
Зато на поиск товара у кладовщика уходит меньше времени. А если товар решили "стянуть", то и это смогут вовремя обнаружить. Но для этого метки прячут так, чтобы потенциальный воришка ее не нашел.
Во время пилота будет обеспечена автоматическая регистрация проходящих по почтовой сети контрольных писем международной почты с метками радиочастотной идентификации (RFID-метки). Если пилотный проект себя оправдает, то такой контроль за сроками пересылки почтовых отправлений распространят на всю почтовую сеть.
Пока данные о прохождение писем будут доступны только работникам почты, отметил глава предприятия Дмитрий Страшнов. Но отправители тоже выиграют, за счет внедрения RFID-меток повысится сохранность почтовых отправлений и сократятся сроки их доставки адресатам, считает он.
Проект начал разрабатываться в рамках сотрудничества Почты России с Международным бюро Всемирного почтового союза по программе "Качество службы". В союзе следят за сроками прохождения международных почтовых отправлений всех стран, которые в него входят. Мы следим за качеством доставки писем и посылок, подтвердил директор Международного бюро Всемирного почтового союза Бишар Хусейн.
Использование RFID-меток в почтовой связи позволяет автоматизировать операции учета и контроля почты без участия человека: почтовое отправление, на которое нанесена RFID-метка, может находиться вне прямой видимости почтового оператора, например, в почтовом мешке, ящике или почтовом контейнере, пояснили "РГ" эксперты в почтовой отрасли.
Полученная с помощью RFID-метки информация автоматически анализируется и сопоставляется с данными, хранящимися в центральной базе данных о почтовых отправлениях.
В супермаркетах и на АЗС могут появиться почтовые отделения, как в Германии. Об изменении облика российской почты шла речь на Петербургском экономическом форуме с участием международных экспертов.
По словам главы российского почтового оператора Дмитрия Страшнова, в любом случае нужна поддержка государства для развития этой отрасли. Для почтовиков всегда актуален этот вопрос, ведь им нужно выполнять социальную функцию и делать услуги на почте качественнее, отметил Клаус Цумвинкель, долгие годы руководивший одной из крупнейших компаний Германии Deutsche Post. По его мнению, у национального почтового оператора должна быть определенная монополия, госзаказ.
В Китае вопрос финансирования почты решают по-другому. Здесь почтовики получают субсидии, рассказал вице-президент "Почты Китая" Лиу Минггуанг. Но почта еще и зарабатывает на банковских услугах.