Да, Китай выстроил очень мощную индустрию. Там скопировали советскую систему образования дизайнеров, запустили проект "Тысяча ученых" для привлечения иностранных специалистов (неплохо было бы и нам так сделать), хорошо продумали логистику: швейные производства сконцентрированы на побережье. Теперь китайцы одержимы идеей продвинуть на глобальный рынок свой характерный дизайн: открывают музеи истории костюма, заказывают коллекции деревенским вышивальщицам, используют в одежде типичные образы - даже панду на уровне комбинации черного и белого! Наша индустрия тоже должна использовать неисчерпаемый кладезь национального стиля.
Китай нацелен на российский рынок, но не на уничтожение нашей легкой промышленности. Чтобы продать свои товары у нас, им надо знать специфику потребителя. И здесь мы можем найти взаимовыгодные формы кооперации. Китайцы заинтересованы в русских дизайнерах, способных адаптировать их разработки к местным реалиям.
Во-первых, у нас несколько климатических зон, где существуют особые требования к одежде. Во-вторых, мы по-другому воспринимаем знаковые для китайской культуры символы, допустим, красный цвет (в Поднебесной считают, что он несет охранную функцию, и стараются внедрять его везде, вплоть до подкладки). В-третьих, у нас своя морфология фигур. Азиаты в массе своей коротконоги, зато всю жизнь стройные, а русские женщины с возрастом "тяжелеют" книзу. Для производства качественной одежды знание морфологии очень важно, а основа конструирования одежды в Китае пока слабая. Среди моих учеников уже есть те, кто работает дизайнерами в совместных проектах. Сплав разных школ в моде, как и в других сферах, дает толчок к развитию.
А возродить производство одежды в России в прежнем виде, думаю, нереально. Но не хочу сказать, что в том же Иванове все закрывается: в прошлом году объем швейного производства вырос на сто процентов. У нас масса цехов, самая востребованная рабочая профессия - швея-мотористка, особенно после закрытия Черкизовского рынка в Москве. Причем у нас шьют не только постельное белье, а конструктивно-сложную корпоративную и специальную одежду. У малых цехов свои преимущества - гибкость и дешевая рабочая сила. Их и открывают в маленьких поселках и городах (вроде Южи, где мужчины на заработках в Москве, а жены сидят дома) - это выгоднее, чем возить тюки через таможню.
Жаль, конечно, что нет крупных фабрик. Но, может, сейчас и не их время?.. "Массовкой" и так все забито - давайте не горы тряпок "выбрасывать" на рынок, а делать малыми партиями авторскую одежду с популярными элементами индивидуальности.