В течение последних лет маршрутные такси перетянули к себе основную часть платежеспособных пассажиров в Брянске. Именно так представили ситуацию с перевозками на заседании облправительства директор МУП "Брянское троллейбусное управление" Владимир Носач и директор городского автотранспортного предприятия Александр Андросенко. Это подтверждают и официальные данные: у частных перевозчиков сейчас 1146 автобусов. Впрочем, по неофициальной информации их более двух тысяч.
- В нашем деле точных сведений вам уже никто не даст, - заметил в разговоре с корреспондентом "РГ" владелец импортного микроавтобуса Сергей Моисеенко. - Я, например, раскошеливался за маршрут. То есть за то, что мне предоставили "крышу". Платил и плачу бригадиру, а тот не отчитывается, куда деньги несет. Ребята говорят, что значительную часть отдает кому-то из больших "шишек". Вообще, в этом бизнесе все уже давно и жестко поделили. В тени находится, думаю, до половины маршруток.
О том, что прибыльность городских перевозок велика, говорит не только тот факт, что в Брянске и пригородах бегает множество недешевых микроавтобусов именитых производителей: обновление подвижного состава идет очень быстро. Есть одно убийственное сравнение. В соседних украинских Сумах и Чернигове стоимость проезда составляет около шести рублей. При том, что цена топлива там почти в полтора раза выше. И выживают. В Брянске же за одну поездку надо заплатить 14 рублей, и при этом перевозчики жалуются на жизнь.
- Если говорить "без дураков", то мне хватает, - откровенничает Сергей Моисеенко. - Плохо тому, кого при дележке обидели. Это наемные водители или совсем захудалые перевозчики.
С муниципальным транспортом все, казалось бы, прозрачнее и честнее, а стало быть, и ему прибыли должно хватать, ведь проезд в нем стоит 12 рублей. На деле же - одни экономические загадки. В городе осталось 147 троллейбусов, а ежедневно на линию выходят лишь 115. Автобусов тоже негусто, причем большинство в ужасном состоянии, а на обновление парка денег нет. Владимир Носач отмечает, что такси забрали у муниципалов платежеспособных пассажиров, оставив им пенсионеров. Да и те избегают покупки проездных билетов длительного пользования, не желая быть "привязанными" к одному перевозчику. В итоге убыточность муниципального транспорта растет с каждым месяцем. Электротранспорт один раз даже отключали за долги от тока.
Сложность и в том, что муниципальным предприятиям не в полной мере восполняют затраты на перевозку федеральных и региональных льготников. Социальный проездной билет стоит 246 рублей, а должен - 750, уверяют транспортники. Александр Андросенко отметил, что его автотранспортное предприятие старается компенсировать недополученные доходы за счет дополнительных услуг - мойки и ремонта автобусов, а также проведения медицинских осмотров. Разве что прачечную здесь еще не открыли.
В этой ситуации губернатор Николай Денин потребовал от городских чиновников разработать для муниципальных перевозчиков спасительную программу, но как это сделать, пока не ясно. Ведь отобрать часть рынка у коммерсантов - значит отнять доходы у тех явно не последних жителей региона, кто тайно владеет львиной долей маршруток.
Тем не менее губернатор обязал сделать попытку вырваться из болота:
- Нужно оптимизировать сферу пассажирских перевозок. Изменения должны происходить комплексно: разгрузка центра Брянска, сокращение дублирующихся маршрутов, уход от выдачи водителям маршрутных такси зарплаты "в конвертах", покупка транспорта большей вместимости, сокращение разницы во времени ожидания автобусов, троллейбусов и маршруток.
По мнению Владимира Носача, маршруткам необходимо снова вернуть статус дополнительного транспорта по отношению к основным перевозчикам - автобусам и троллейбусам:
- Их можно активно использовать в вечернее время, а также на маршрутах с низким пассажиропотоком.
Нет ничего нового и в идее организовать более комфортные условия для перевозки пассажиров в автобусах и троллейбусах. Такого рода призывы звучат уже не менее десятка лет, но позитивных перемен в этом направлении брянцы не дождались.
- В конце концов, какая пассажирам разница: колесят по городу автобусы муниципальные или частные? И, возможно, мы бы уже смирились с тем, что одной головной болью станет меньше, - рассуждает депутат областной Думы эколог Людмила Комогорцева. - Однако нельзя забывать об экологии и уничтожать троллейбус как таковой. А все к этому и идет.